# Понедельник 57 твитов
Привет, камрады. Это коллективный твиттер для гейм-дизайнеров в модном нынче формате андерхудов – новый автор каждую неделю.
8:22Самые разные интересные люди из индустрии будут делиться здесь с вами своими кейсами, ноухау и просто историями из гейм-дизайнерской жизни.
8:23Рекомендуем аналогичные крутые тематические андерхуды: @jsunderhood @cssunderhood @abroadunderhood @sexsecrethood @iamspacegray
8:26На этой неделе с вами я, @vedmich. Меня зовут Никита, мне 27, живу в Самаре, работаю гейм-дизайнером чуть больше четырех лет.
8:30Чуть позже подробнее расскажу о себе и о том, что планирую рассказывать в течение этой недели. А пока – работа не ждет! :)
8:32@gdunderhood забыли @catunderhood :)
Да, конечно, куда же без котиков! :) twitter.com/smashercosmo/s…
8:45Пара слов о моем скромном опыте: начинал в 2012 с позиции junior game designer в бывшем самарском Drimmi, который стал называться Arigama.
9:54@gdunderhood стал рядовым гд. Делал соц. и мобильные фермы / match-3. Команда была очень крутая, до сих пор вспоминаю то время с теплотой.
9:57@gdunderhood потом был опыт работы со стороны паблишера в MyPlayCity. Шел "типа на продюсера", но оказалось, что на биздев )
9:58@gdunderhood в итоге понял, что не мое. Хотя команда тоже была крутая :D Ушел в Foranj, опять делать мобилки.
10:01@gdunderhood принял участие в разработке нескольких частей Farm Town, делал Saga Of Clans. Сделал самарский GamesNight.
10:05Сейчас занимаюсь нелинейной адвенчурой diewithglory.com в Cloud Castle и в свободное время – коллективным гд-блогом @GDcuffs.
10:08Но хватит обо мне – давайте о том, ради чего мы тут все собрались. О гейм-дизайне :)
10:11@gdunderhood работал тут недавно в одном Drimmi... Ох уж эти названия...
Названия компаний или названия их продуктов? ) twitter.com/GerodruS/statu…
10:16@gdunderhood сколько ж вас из Дримми вышло ))
Думаю, немало! ) Кто-то еще из Drimmi есть? Отзовитесь! :D twitter.com/GolerGkA/statu…
10:19Давайте уточним с самого начала, что же это за зверь такой – гейм-дизайнер. Довольно часто с ним случается такое: pic.twitter.com/OgHlhlfSvk
10:32А кто-то вообще считает, что нас не существует...) vc.ru/p/gamedesigner… Хотя, по иронии, статья хорошо все раскладывает по полочкам.
10:34Но если говорить самыми общими словами, гейм-дизайнер – это тот, кто придумывает правила игры и обеспечивает игроку фан, а компании – профит
10:35А частностей уже миллион, почитайте статью Леонида. От математиков и чуваков про монетизацию до сценаристов и нарративщиков.
10:37Вот вам еще неплохое видео по теме от Extra Credits youtube.com/watch?v=zQvWMd… Очень крутой канал, абсолютный мастхев, подписывайтесь.
10:39Чуваки из индустрии, не пыхтите, наверняка нас читают и люди, которые не совсем в теме ) Нас пока <100, но кстати:
10:42В личку пришел вопрос про мой бэкграунд – кратенько отвечаю:
10:53Я закончил Самарский Аэрокосмический Университет по специальности "Мехатронные системы", до геймдева работал граф.дизайнером.
10:54...достаточно хреновым...)
10:55Выборка по ~10% аудитории не супер-репрезентативна, но пока интересующиеся лидируют: pic.twitter.com/bi3EIusctm
11:02Интересующиеся – кидайте в реплаи и личку все, что вам интересно было бы узнать про разработку и дизайн игр. А я пойду работать пока :)
11:03@gdunderhood а ты уже не застал как он всех хуями клад и стрелки на дтфе забивал, да?
Лично нет, но ходят инсайдерские шуточки про размахивание стволом на планерках :D twitter.com/GolerGkA/statu…
12:56@gdunderhood где бы взять пару сотен тысяч финансирования на команду ветеранов и концепт например
Если команда классная – фигачишь vertical slice, показываешь инвесторам, профит. Вопрос риторический, наверное :D twitter.com/GolerGkA/statu…
12:59@gdunderhood ну расскажи, что самое сложное по твоему в работе гд
Коллеги подсказывают, что самое трудное – найти себе место, где тебе будет нравится то, что ты делаешь ) twitter.com/Sigiller/statu…
13:00@gdunderhood у меня с этим проблем нет, повезло. Имхо, коммуникация в команде и передача вижена – одна из самых сложных и интересных вещей.
13:01@gdunderhood че там для стима надо по минималу
Вкратце – 3200р за Steam Greenlight Submission Fee и интересно выглядящая игра, за которую проголосует коммьюнити. twitter.com/D0NM/status/74…
13:46@gdunderhood про Гринлайт есть неплохой материал на Хабре: habrahabr.ru/post/255877/
13:47@gdunderhood интересно как и насколько успешно окупается разработка игр, вакансии в геймдеве, основные направления на российском рынке
Хорошие и объёмные темы, обязательно обсудим. twitter.com/Di_Ed_Seagull/…
13:49Хотите немного погрузиться в работу гейм-дизайнера? Вот вам широко известный в наших кругах тест от Зептолаба: gd.zeptolab.com/ru/guru/?local…
13:53@gdunderhood от него у профессионального коммьюнити пылало несколько месяцев ) Также появился внутренний мем про "маляров". Потом расскажу )
13:54@gdunderhood 79, Вы гейм-дизайнер-продюсер.
Вот видите, как на самом деле просто быть гейм-дизайнером и продюсером! :D Результат неплохой, кстати :) twitter.com/shdq/status/74…
14:20@gdunderhood когда-то (до того как стал программистом) я хотел стать геймдизом. Но потом начал раскуривать тему и понял, что не хочу)
Когда-то (до того, как стал гд) я хотел стать программистом, но потом не поступил на бюджет на тот факультет... :D twitter.com/Sigiller/statu…
14:49Объясню, пожалуй, гд-мем про маляров. Он связан, опять же, с вышеупомянутым Game Designer Challenge от Zeptolab.
14:51Многие профессиональные гд не прошли даже во второй тур. Многие винили криво составленные вопросы, но речь сейчас не о том.
14:52В итоге среди финалистов профессиональных гд было около половины, остальные были художниками, КМами и кем-то еще )
14:53Сообщество язвительно шутило, что в художникиах – сила! А гейм-дизайнеры так, маляры. Горело очень долго, поэтому "маляры" пошли в народ :)
14:55Быть гейм-дизайнером – это не всегда говорить то, что хочется :D pic.twitter.com/OkqDj4B3Oy
14:59@gdunderhood слушай, ну да, для меня не магия, как работает клиент-сервер, почему что-то долго переделывать, как скостылить и пр. Полезно)
Подробно о скиллах поговорим завтра, но вообще уметь кодить или хотя бы понимать немного в вопросе – всегда плюс twitter.com/sashaplayz/sta…
15:28Гейм-дизайнеры часто пишут документацию. А команда часто её потом (не)читает... :) Не надо так! pic.twitter.com/LaHMAhHr1T
15:36Вечерняя развлекательная тема: расскажите про свои любимые игры. Заценим ваш вкус и кругозор! :D
15:38@gdunderhood помню читал,вроде у Скот Роджерса в книге про ГД, что диздок не читает никто!!! Поэтому он его делал презентацией с картинками
Про Скотта Роджерса и его замечательную книгу Level Up! обязательно поговорим завтра ) twitter.com/sashaplayz/sta…
15:43@gdunderhood нигде не читают доки, поэтому, проектируя сайт или приложение, презентую новые фичи команде разрабов лично, а потом даю им док.
Про то, как максимально эффективно доносить информацию до команды тоже обсудим ) Доки с этим редко справляются, да. twitter.com/denishus/statu…
16:07@gdunderhood а вы учитываете то, что до дизайнеров и программистов эффективно доносить приходится по-разному?
Не только по разному доносить свои мысли, но и в принципе выстраивать грамотную коммуникацию между ними, да. twitter.com/Newesprod/stat…
16:15@gdunderhood а вообще очень много. 650+ игр в стиме, хотя играл далеко не во все, конечно :)
Кто из нас играл хотя бы в большинство своих игр в стиме? :D twitter.com/ch3p3/status/7…
16:20Кстати, "гейм-дизайнеров не существует" — это тоже внутренний мем, как и маляры ) pic.twitter.com/D8v4zC5aEH
16:30Итак, сегодня мы немного познакомились и поболтали на общие темы. С завтрашнего дня начнем обсуждать всякие интересные штуки.
18:19Во вторник поговорим о полезных книгах и ресурсах, ютуб каналах, подкастах и т.д. Обсудим скиллы и обязанности гд, коммуникацию в команде.
18:22В среду — прикладные темы. Инструменты, рабочие процессы, методы и лучшие/худшие практики.
18:24В четверг расскажу про текущее положение дел в индустрии — новости, компании, проекты, вакансии, зарплаты. Насколько смогу :)
18:25В пятницу — о вечном. Источники вдохновения, кругозор, идеология. Ну и каких-нибудь смешных историй из жизни насыплем :) Или даже КОСПЛЕЯ.
18:28На выходные оставлю пару интересных идей — узнаете ближе к делу :)
18:29Митрандир все еще ищет вас :) oleg.chumakov@nival.com pic.twitter.com/nwBzuwzqAu
А вот кто хочет в Нивал заниматься VR-продуктами? twitter.com/gamescodedogs/…
19:33# Вторник 104 твита
Привет! Сегодня на повестке дня скиллы и обязанности гейм-дизайнера, а также всякие источники полезной информации. Поехали.
7:54Быть гейм-дизайнером просто! :D На самом деле, сферический гд в вакууме должен разбираться во всем понемногу. pic.twitter.com/5o3pKjcFT6
7:57...есть еще отличное дополнение к этой картинке: pic.twitter.com/HKkQRe32gy
7:57Необходимо понимать, что специфика работы гейм-дизайнера очень зависит от команды и проекта.
7:58В более развитой западной индустрии абстрактная позиция "game designer" – редкость. Специалистов сразу классифицируют.
7:59Game System / Narrative / Gameplay / Battle / Level / etc. дизайнеры. Многие работают в своей узкой области, не влезая на смежные.
8:05В нашей индустрии ситуация, когда один гд на команду занимается тонной смежных вещей – не редкость. Потому что хороших кадров не хватает.
8:07...и потому что так у нас построены процессы. Команды обычно совсем небольшие, по 5 узких гд никто хайрить на один проект не будет.
8:08В этом плане почти вся наша индустрия "немножечко инди" :) Часто один специалист берет на себя несколько ролей.
8:10@gdunderhood Ник, ты бы сказал время с которого начинаешь твитить)) А то пропускать такое не хочется
Работы много :) Постараюсь твитить около обеда, 12.00 +/- час по Москве, потом еще ~16.00 и вечером до упора :) twitter.com/snake302/statu…
8:18Ну и если что-то пропустили – можете вечером просто зайти в профиль и пролистать ленту :)
8:18Скиллсет сферического гейм-дизайнера, в целом, состоит из скиллсетов узких специалистов и отличается от каждого из них лишь глубиной знаний.
8:20Поэтому для простоты будем говорить именно про него, гейм-дизайнера в вакууме. К тому же, повторюсь, для нашей индустрии это актуально.
8:21Вот вам гд-скрижаль от Джордана Мехнера, гейм-дизайнера Prince Of Persia. Немного напоминает Agile, не так ли? :) pic.twitter.com/DW8yHTyO50
8:26Итак, скиллсет гейм-дизайнера.
10:03Самое важное – уметь находить общий язык с разнородными командами, настраивать рабочую коммуникацию и трансляцию вижена.
10:05ГД должен уметь одинаково хорошо доносить информацию и до программистов, и до художников, и до топ-менеджмента.
10:05Все должны делать один общий продукт, а не тот, который каждый сам себе вообразил.
10:07Я надеюсь, в ленту не летит все, что я лайкаю. А то пока хочется делать так с каждым твитом @gdunderhood ;)
=^_^= twitter.com/kpower_andrey/…
10:08@gdunderhood это же ПМ пока обычный получается
Пока да. Я же упоминал про самый разнообразный состав скиллсета? :) twitter.com/metrolex_ru/st…
10:10Очень важный скилл, которого многим не хватает: способность воспринимать конструктивный фидбек по своей работе и обрабатывать его.
10:11Слушайте свою команду. У нее могут быть крутые идеи, она может посмотреть на продукт под другим углом. В этом ваша сила, а не слабость.
10:11Не гасите энтузиазм. Если кто-то фанатично настаивает на какой-то слабой фиче – планируйте рассмотреть её "на 100500 билд" – всех устроит :)
10:13Один мальчик послушал свою команду и провалил сплит-тестирование. twitter.com/gdunderhood/st…
Один мальчик добавил в свою игру геймплей, с тех пор его никто не видел... (C) @gonzogamedev_ru :D twitter.com/hackuna/status…
10:14А если серьезно, то очень хорошо на эту тему сказал Рами Исмаил из Vlambeer. Always listen to the feedback, but never listen to solutions.
10:15Умейте понятно объяснять свои идеи – письменно и устно. Можно рисовать, петь, танцевать и вызывать демонов. Лишь бы дошло.
10:19Суровая правда жизни – мало кто в команде прочитает ваш диздок. Вербально передайте команде, какой экспириенс вы хотите создать.
10:21Ставьте краткие конкретные задачи, общую картину держите в своей голове. Будьте рядом, если у команды возникнут вопросы.
10:21Правда, он это про игроков говорил :) Команда может и должна предлагать качественные решения. Ты должен уметь отличать зерна от плевел.
10:24Про инструменты для коммуникации и про диздоки завтра обязательно поговорим поподробнее.
10:31@gdunderhood немного непонятно, а как именно объяснять идею?
Непонятно, потому что я сейчас про абстрактные вещи. Разумеется, все зависит от идеи. Конкретика позже. twitter.com/broken_vvings/…
10:41Про коммуникацию в частности, и про гейм-дизайн в принципе есть шикарная книга Скотта Роджерса "Level Up!" amazon.com/Level-Guide-Gr…
10:44Написана очень живым языком с большим количеством иллюстраций. Именно такими должны быть ваши ТЗ :D
10:44Что приводит нас к следующему пункту скиллсета – хотя бы базовые навыки рисования и визуального дизайна.
10:45@gdunderhood а вот pdf для бедных/ленивых/пиратов gamifique.files.wordpress.com/2011/11/7-leve… :)
10:46Ну и раз уж мы пошли по книгам, то вот еще самая основательная книга по гейм-дизайну. Мастхев для любого гд. amazon.com/Art-Game-Desig….
10:52И до кучи "Теория Фана" Ральфа Костера: amazon.com/Theory-Game-De…
10:53Хочу уточнить. Книги – это очень полезно для саморазвития. Но они не дадут вам "нюхнуть пороха продакшена" :) Практика > теория.
10:54@gdunderhood спасибо!11:02
Но я, честно говоря, надеялся на танец.
Чуваки из индустрии, не пыхтите, наверняка нас читают и люди, которые не совсем в теме ) Нас пока <100, но кстати:
Результаты вчерашнего опроса по аудитории :) twitter.com/gdunderhood/st…
11:16@gdunderhood была в Букмейте на русском. Правда уже закрыт из публичный доступ, кто успел добавить, еще могут читать bookmate.com/books/UI0Iy1mL11:21
@gdunderhood я ее читал и публиковал отрывки в @iamreadingstuff, если кто-то запарится и найдёт скрины из книги, то может почитать
Имхо, если кто-то запарится, то сможет и пдфку в интернетах найти :) Но это на вашей совести, камрады :D twitter.com/denishus/statu…
11:22ПМная сторона Силы и навыки рисования – это важно, но это всё ещё не делает тебя труъ-геймдизайнером. Делает это уникальный для гд скилл...
13:27...который называется "Теория гейм-дизайна". Сюда запишем все специализированные знания, имеющие отношение непосредственно к геймплею.
13:28Тема необъятна как море, ибо все игры разные, геймплей разный, релевантный опыт – разный. Но я накидал вам немного книг по общим вопросам :)
13:30Про нюансы еще поговорим + накидаю сегодня вам всяких ресурсов, где сможете самостоятельно почитать/посмотреть/послушать на эту тему.
13:31@gdunderhood не думешь ли, что ToF не настолько ценна как другие библии аля BookOfLenses, ведь вся книга это 1 развернутый ответ на 1 вопрос
Вообще согласен. Книга Линз и ЛевелАп – топ книги для меня. Теорию Фана просто как-то принято тоже упоминать :) twitter.com/mikeprotagonis…
13:32Основополагающий скилл – играть в игры. Причем в самые разные. Я лично не верю в гейм-дизайнеров, которые не играют в игры. Это нонсенс.
13:36Это то же самое, если бы граф.дизайнеры никогда бы не пользовались интернетом и приложениями.
13:37Причем здесь "я играю в дотку и в контру" не катит. Если ты профессионал – ты должен играть во все, знать про все, разбираться во всем.
13:38@gdunderhood вот я дизайнер интерфейсов, играл в игры, делал моды и уровни к варкрафту, есть смысл такому индивиду как я лезть в геймдизайн?
У тебя хороший бэкграунд, все эти навыки пригодятся. Так что если есть желание – то да, смысл есть. twitter.com/denishus/statu…
13:39Что приводит нас к еще одному важному профессиональному процессу – следи за рынком, трендами, продуктами, платформами. Будь в курсе.
13:41Разбирайся в UX, знай психологию игрока, умей строить юзерфлоу и описывать юзкейсы. Не факт, что ты будешь это делать, но это полезно.
13:44Крайне советую прочитать "Поток" Чиксентмихайи. Книга будет полезна не только гд. amazon.com/Flow-Psycholog…
13:46@gdunderhood ввиду особенностей развития гейминга в России, сильно проседает консольная "матчасть". А там ведь есть что почерпнуть. Обидно=)
Ну, играть в консольные продукты ты можешь :) Другое дело, что опыт в разработке у нас сложно получить, да. twitter.com/sashaplayz/sta…
13:47Но вот например чуваки из @brainy_studio недавно выпустили игру под XBox One: brainystudio.ru/turnon_en
13:48Необязательны, но обычно ценятся дополнительные скиллы, хотя бы на базовых уровнях:
13:53Анимация, моделлинг, программирование (хотя бы скриптинг), левел-дизайн, умение писать сценарии/диалоги, выстраивать игровой нарратив.
13:55Этот список можно продолжать еще долго. Но напоминаю, что мы говорим о сферическом гд в вакууме.
13:58Гд на реальном проекте может обладать только некоторыми компетенциями и быть при этом эффективным.
13:58Например, если гд занимается разработкой математической системы экономики – он должен разбираться в математике, но может не сечь в UX.
13:59Если гд занимается аналитикой и монетизацией, следит за KPI продукта – он может не разбираться в нарративе и сценарии. Специфика рулит.
14:00Минутка социальной активности. Когда вы играете в игры, то какие девайсы чаще используете?
14:13Если кому надоел Hearthstone, но хочется чего-то карточного, советую Duelyst duelyst.com и Runescape rschronicle.com
14:25@gdunderhood есть ли смысл быть гейм-дизайнером, если ты всё равно не станешь вторым Эдом Буном? :)
Но может быть ты станешь первым Сергеем Аксютиным! :D twitter.com/f00tn0iS3/stat…
14:26@gdunderhood лет 10 назад железо не тянуло выходившие ААА,потому я проходил их переворачивая странички журнала ЛКИ лежа на полу
А сейчас для этого есть ютуб! :D twitter.com/mikeprotagonis…
14:30@gdunderhood возникает вопрос, кто же такой гейм-дизайнер? Вот Кармак, вертел все эти тренды и всегда делал только Дум. Он гейм-дизайнер?
Кармак не следил за трендами – он их создавал! :) twitter.com/f00tn0iS3/stat…
14:31@gdunderhood Да кстати, а как ты относишься к Летсплеям?
Хорошо отношусь. В работе помогает :) А если кто-то на этом еще и зарабатывает – то вообще замечательно. twitter.com/PRogozin/statu…
14:33Про стримы, летсплеи и всякие другие новые веяния обязательно еще поговорим на этой неделе.
14:34@denishus @gdunderhood тексты "А они такие!А он вдруг!" + воображение создавали лучшую игру чем показал бы твитчютуб pic.twitter.com/2uvCz2fAFS
Вообще согласен, тогда журналы были билетом в волшебный мир. Я читал СИ, Нави и Игроманию :) А вы? twitter.com/mikeprotagonis…
15:17@MikeProtagonist @gdunderhood вот бы щаз почитать прохождение дотки или картишки с Гуфовским орущим15:18
Сокровища — номер Мани за 2000 и Страны Игр аж за 96! ТАМ В НОВЫХ ИГРАХ ПЕРВЫЙ UNREAL :D pic.twitter.com/IQxvevoxNb
15:20@gdunderhood Game.EXE. Ничего лучше не читал и по сей день. Авторы любили текст и умели его писать.15:22
Чуть позже вечером хардкорно профигачим по ресурсам/блогам/подкастам/ютуб-каналам по гейм-дизайну. Stay tuned!
15:26@gdunderhood Благодаря их мега-циклу про разработку Black&White я сам “заболел” разработкой game-exe.org/index.php?n=Ca… рекомендосики!15:26
@gdunderhood мне в своё время дико понравился сборник читов и по-моему даже прохождений от Игромании в виде книги. Не гуглится уже даже он
ЕМНИП, там СНАЧАЛА были книги "Лучшие Компьютерные Игры", потом Маня, потом ЛКИ в виде журнала. twitter.com/metrolex_ru/st…
15:29А вот вопрос к чувакам не из геймдева. Вспомните хотя бы одно громкое имя нашего разработчика? Персоны? Если нет, то давайте компании :)
15:36@gdunderhood Кранк, Николай Дыбовский из Ice-Pick Lodge, Сергей Григорович из GSC, Виталий Шутов из ныне почившей MistLand, ну и Нивал
Как Орловского скромно в Нивал сократили! :D twitter.com/TriggerCap/sta…
15:43@gdunderhood Галенкин считается?) Ну и теперь Илью Медиссона можно таковым называть. 😁
Сегала можно, разумеется. А Мэд, имхо, больше из стримерской тусы, чем из геймдева. Он не про продакшен. twitter.com/denishus/statu…
15:44@sashagibson36 pic.twitter.com/eR4zzKr3si
Оффтоп. Я за всеми вами слежу, и каждого проверяю по секретным спискам, да. Ну посмотрите, какая милота! :D twitter.com/technodevochka…
15:49@gdunderhood еще Faeria очень неплоха, кстати
Да, неплоха, но мне не зашла :) twitter.com/ch3p3/status/7…
15:50@gdunderhood клевые ребята из @LazyBearGames, которые Панчклаб сделали
Я думаю, мы как-нибудь пригласим Никиту повести у нас недельку, если он не будет против :) twitter.com/denishus/statu…
15:52@gdunderhood Сергей Климов,Сергей Григорович, Маша Кочакова (персоны). А студии - Saber, Ice-Pick Lodge, 4A Games
Честно, я ждал, когда вы вспомните про Машу! :D Она молодец, пробивная и целеустремленная. twitter.com/Revilokio/stat…
15:53@gdunderhood Машу тоже пригласим обязательно :)
15:56@gdunderhood а скажи пожалуйста, сколько у тебя было успешных релизов за твою недолгую карьеру? ;-)
Сергей троллит, потому что DWG мы делаем уже полтора года :D Всего релизов было 7. Успех — понятие относительное :) twitter.com/f00tn0iS3/stat…
16:37@gdunderhood а что за релизы? Можно список? Заранее спасибо :-*
Fairytale, Сладкоежки, Вкусляндия, New Farm Town, Farm Town 2, Saga Of Clans, Spellgate :) twitter.com/f00tn0iS3/stat…
16:43@gdunderhood «Успех — понятие относительное»
Я почетный обладатель нескольких десятков зафейленных релизов. Тоже успех!
Главное — никогда не сдаваться! :D twitter.com/vkozulya/statu…
16:44Для тех, кому лень гуглить мои релизы — там в основном фермы, ситибилдеры, один клон Бум Бича и один ТД :)
16:48@gdunderhood походу дальше он спросит с какого района, чем дышишь и каких авторитетов знаешь.
Да это нормально, Серега — мой приятель. Пытается меня вывести на чистую воду! :D twitter.com/luayan/status/…
16:51@gdunderhood как думаешь почему SOMA не стала нигде Game of the Year и про нее мало кто знает? Ведь она убер крутая. От чего так?
Не согласен, SOMA — очень известная инди-игра, продалась она очень хорошо, оценки критиков довольно высокие. twitter.com/alexgorkunov/s…
17:24Почему не взяла GOTY? Наверное, конкуренты были сильнее. Возможно, из-за масштаба: еще не ААА, но уже не голозадое инди :)
17:25Только на стиме у нее около 170к продаж, не считая консолей. Это хороший результат. steamspy.com/app/282140
17:28Благодаря @gdunderhood узнал, что гейм-дизайнер - это не тот кто просто делает графическую часть и сводит текстуры. Это целый набор скиллов
Более того, гд ВООБЩЕ не делает графическую часть и не сводит текстуры :D twitter.com/metrolex_ru/st…
17:32Ну что, камрады, поехали по полезным и интересным ссылочкам! Делитесь и дополняйте! А я начну с подкастов.
17:34Самый объемный и известный научно-популярный ру-подкаст о геймдеве — "Как Делают Игры" @kdicast. Очень много разных тем и гостей. Мастхев.
17:37Подкаст инди-разработчика Алексея @flazm Давыдова, в котором он в основном трет за жизнь с другими инди flazm.ru
17:40Подкаст уважаемого коллеги Святослава @retropcan Торика про гейм-дизайн ugd.podster.fm/1 Торик, приходи вести неделю как-нибудь! :)
17:42Легендарный @sergeiklimov и его мини-подкаст, который, к сожалению, давно не обновлялся sergeiklimov.biz/category/podca…
17:48Сравнительно молодой подкаст Маши @linxxa Кочаковой про нарратив в играх: narratorika.podfm.ru
17:50До кучи один из самых классных англоязычных подкастов: gamedevradio.com
17:54@gdunderhood Зато есть немного такого soundcloud.com/charlieoscar17:57
Ладно, я смотрю, вы притомились уже. С остальными полезными ссылочками продолжим завтра!
18:01@beshkenadze @denishus @gdunderhood Авторы ру-перевода "Книги Линз" его сберегли и делятся ссылкой! new.vk.com/doc-71562436_3…22:04
# Среда 55 твитов
@aprotasenya @gdunderhood 3 верхние рекомендую, 4 еще не читал :р, 5, 6 сильно на любителя pic.twitter.com/eG3btfVFNS
Да, кстати, Challenges For Game Designers тоже отличная. twitter.com/CadmusRu/statu…
8:21За окном среда, а это значит, что сегодня мы трем за инструменты гейм-дизайнера (а также немного продолжаем с полезными ресурсами).
8:40Потрясающее количество полезной информации сосредоточенно на gdcvault.com
8:51Например, шикарнейшая лекция от Марка Роузвотера про решения в дизайне Magic: The Gathering gdcvault.com/play/1023186/T…
8:53Её еще недавно расшифровывали и переводили на vc.ru – vc.ru/p/rosewater-le…. Тоже неплохой ресурс, кстати, русскоязычный.
8:54Или вот – совершенно чумовой спич Кена "Я Запилил Вам Биошок" Левина про нарративное лего: gdcvault.com/play/1020434/N…
8:57Рекомендую еще поискать интересного на канале самой крутой СНГ геймдев-конфы @DevGAMM: youtube.com/user/flashgamm
9:00Хотите знать, как геймдевелоперы развлекаются на конфах? Зацените геймлинч. Просто чумовое шоу, такого нигде нет :) youtube.com/watch?v=8gFDt2…
9:02С точки зрения пользы сомнительно, но очень весело :D
9:02Из полезного с последнего ДевГАММА – обязательно послушайте Криса Ремо, гейм-дизайнера Firewatch: youtube.com/watch?v=PcSmUz…
9:05Неплохой ютуб-канал Тома Френсиса – автора Gunpoint. youtube.com/user/Pentadact…
9:07Extra Credits – это тот канал, который пропускать просто никак нельзя: youtube.com/user/ExtraCred…
9:08А вот интересно, сколько вы (не)рабочего времени посвящаете профессиональному саморазвитию в том или ином виде? Как вы этим занимаетесь?
9:11@gdunderhood часа 2-4 в день читаю книги и статьи. В основном деловая литература, психология. Статьи о дизайне, технологиях и уроки.
2-4 часа в день – это круто. Я человек семейный, радуюсь часу-другому в день на self-improvement :D twitter.com/denishus/statu…
9:29@gdunderhood есть же метро
В Самаре оно совсем небольшое :D А вообще я на работу хожу пешком :) twitter.com/denishus/statu…
9:53@gdunderhood до трех часов бывало. Сейчас младенчик на руках, поэтому нисколько.
I know dat feel! :D twitter.com/imodjen/status…
11:19@gdunderhood Между крашами редактора :D часа пол набирается. В метро, еще пол часа. Как то так
Краши редактора! Вспомнилcя релевантный стрип xkcd :D twitter.com/CadmusRu/statu…
12:31Вот этот: «Эй, ты воруешь ЖК‐мониторы?» — «Да, но я делаю это, пока мой код компилируется». pic.twitter.com/nq63p0il85
12:31@gdunderhood по прежней профессии перешла на удаленку, отточила скил и на автодидактику уходит почти все время.) но мне мало!)
Времени на самоапгрейд много не бывает — это точно. twitter.com/technodevochka…
12:33@gdunderhood Не, а чо там, за инструменты когда будем-то, ну?
Сегодня чот много работы и домашних дел. Где-то в 8-9 по Москве начнем :) twitter.com/aprotasenya/st…
15:25Ну что ж, погнали по тулзам, которые помогут любому гейм-дизайнеру в его нелегком ремесле.
17:56Начнем с краеугольного — документации. Есть три самых популярных решения — MS Office, Google Docs и Confluence.
18:01@gdunderhood какое же confluence говно
С точки зрения юзабилити — полностью поддерживаю :D twitter.com/valerypopoff/s…
18:03Офис полезен мощным Экселем, но для большинства задач вполне хватает Google Sheets. Так что я большинство документов держу там.
18:04Confluence — адски неудобный плюс нет мобильного клиента, но там есть свои плюсы. Сейчас немного подробнее пробежимся по этой теме.
18:09Меня тут поправляют, что мобильный клиент для Конфлюенса-таки появился :)
18:11Одни из главных плюсов Confluence — удобная иерархия больших объемов документации, кросс-ссылки и, для многих, интеграция с Jira.
18:14Также еще лично мне очень не хватает в Гуглодоках возможности вставлять кусок другого дока в редактируемый док. В Конфле это есть.
18:16Недавно появился сервис, на который лично я возлагаю очень большие надежды — notion.so. Минималистичный, быстрый, с удобной иерархией.
18:21При этом функционал достаточно мощный, есть коллаборейшен, все что душе угодно. Сервис еще в бете, вроде, но выглядит круто.
18:21Единственное, чего пока очень не хватает — удобных табличек. Но обещают интеграцию с Гуглодоками.
18:24Кстати, есть еще неплохой табличкоредактор для яблочников — apple.com/mac/numbers/ Графики красиво строит. Но вообще немного излишний :)
18:25Мой коллега по Манжетам Вова @VKSpaz Ковтун вот здесь очень топит за Workflowy, но я для себя его так и не открыл bit.ly/29x9bXk
18:27@gdunderhood а dropbox paper не смотрел?
Кстати, нет. Спасибо за наводку, заценим. Сам Дропбокс с удовольствием юзаю. twitter.com/AGulev/status/…
18:28А в чем ведете документацию вы? :)
18:30Meanwhile, in the land of useful links. Читайте gamasutra.com. Это такой забугорный Хабр про геймдев. Часто интересно/полезно.
18:33@gdunderhood пробовал на этом игру балансить. Говно невыносимое. Но красиво18:54
gliffy.com — удобная и быстрая штука для диаграмм и схем, есть интеграция с GD, Confluence.Платная, но есть триал.
18:58Дальше — коммуникация.
19:09Таск-трекеров вагон и маленькая тележка. Много кто юзает JIRA. Я лично прикипел к Trello, он попроще, но для моих задач чаще всего хватает.
19:10Мессенджеры. Знаю команды с корп.чатом в скайпе, телеграме и прочих вотсапах. Даже одну на геймерском Discord.
19:11Но, думаю, никто не будет спорить, что Slack сейчас — бесспорный чемпион в этом сегменте рынка. Чумовая штука.
19:12Помимо быстроты и удобства — звонки, каналы, личка, секьюрность, миллиард интеграций и ботов.
19:14Практика показывает, что самое "хлебное" время я сегодня прогулял — вечером вы совсем вялые :D Завтра будем исправляться.
19:23Моя любимая тулза для проектирования UX: balsamiq.com
19:28Есть еще неплохие InVision и Proto.io, но первый дорогой, а второй больше про мобайл.
19:29Насчет IDE — мы разрабатываем на Unity, и я как-то уже привык к MonoDevelop. Хотя многие советуют Sublime или Eclipse.
19:39Вообще я тут распинаюсь, а ведь недавно был хороший пост от Ильи @meenauh Осташко насчет тулзов, почитайте: bit.ly/29xhO3R
19:42Очень советую при мозговых штурмах и вообще в креативной (простихоспати) деятельности юзать майндмапы en.wikipedia.org/wiki/Mind_map
19:49Тем более, что и софта под это дело тоже вагон, под все платформы. А я чаще использую просто лист бумаги и карандаш.
19:49@gdunderhood на работе Google инфраструктура, дома пробую notion.so19:50
@gdunderhood гуглодоки, блокнот и ручка - наше все.19:55
@gdunderhood а не мог бы показать ее фотографию, интересно, как ты это оформляешь.
Завтра покажу, без проблем :) twitter.com/snake302/statu…
20:06@gdunderhood тут app.moqups.com (сервис для мокапов) недавно добавили возможность делать диаграммы. Теперь мне Gliffy уже не нужен.23:02
@gdunderhood вообще считаю что современный GD должен трохан понимать в 3D и уметь построить пару колиженов для прототипа.23:02
# Четверг 87 твитов
@gdunderhood чем плох axure? Стянутый с торрента Axure :O
Да он не плох, наверное, просто щас тулзов для UX такая тонна. Все не заценишь :) twitter.com/vladskripchenk…
7:16Тест на моральные выборы. Самое интересное - подведение итогов. Есть над чем поразмышлять. moralmachine.mit.edu
Вот вам с утра небольшая игра на серьезную тему. twitter.com/YarKravtsov/st…
7:32Сегодня у нас по расписанию наша геймдев индустрия: компании, мероприятия, проекты, вакансии и все в этом духе. Начнем после обеда :)
8:22@gdunderhood Недавно в открытую бетку запустился app.hacknplan.com. Камрад @Ed_Wing недавно хвалил его для малых команд и проектов.9:48
@gdunderhood А еще ты обещал показать, как ты карандашом на бумажке ловко майндмепишь. Я пробовал, но все быстро мешалось в кашу. Ждем! :)
Покажу :) Но не ожидай там увидеть чудеса визуализации, я обычно просто накидываю быстренько, чисто для себя :D twitter.com/aprotasenya/st…
9:54@gdunderhood не дожидаясь обеда сразу вопросы: в каком состоянии сейчас геймдев в россии и как-же туда попасть ?
Вот щас об этом и поговорим. twitter.com/NekaNeka3/stat…
9:57В российском геймдеве по-разному. Опять же, я-то из провинции, супер глубокими инсайдами по теме не обладаю. Со своей колокольни расскажу.
9:58Не пропустите следующие три недели, там будут очень опытные и сведущие товарищи, они вам инсайдов больше насыплют :D
9:59Весь геймдев в России в основном можно разделить на три большие группы: аутсорсеры, большие сошл/мобайл студии и армия инди.
10:01@gdunderhood
>армия инди
3,5 дохлых девелопера в депрессии
Спорный вопрос, я знаю с десяток хороших инди-проектов. Мы по ним сегодня еще пробежимся, если успеем. twitter.com/vkozulya/statu…
10:04Есть еще совсем одиночные команды, которые пытаются в ААА. Например, парни из @bstategames делают шутер escapefromtarkov.com/?lang=ru
10:10Или мои земляки из Studio MONO, которые делают стильную RPG Insomnia: insomnia-project.com
10:16Но в целом, это скорее исключение из правил. В основном все делают сошл/мобайл, либо небольшие инди-штуки. Осторожно начали копать VR.
10:19@gdunderhood А всякий там Warthunder, Skyforge etc забыл? Это вроде не сошл и не инди.
Да, точно. Есть еще Гайдзины с конкурентом WoT и бессмертный Мэйл.ру с их ММО :) twitter.com/_Nevermind/sta…
10:25Так-то и легендарный Nival можно вспомнить. Но это, все-таки, скорее единичные случаи.
10:27В целом, в геймдеве сейчас неплохо, хотя и своих проблем хватает. Тот же пакет Яровой, который сейчас у всех на устах.
10:29@gdunderhood землякам надо картинку вернуть и подпись поменять take.ms/89yWA :)
Парни @insomniathegame, вам тут баг-репорт :) twitter.com/DmitriyMoroz/s…
10:33@gdunderhood а чем он мешает гейм-дизайнеру?
Конкретно гейм-дизайнеру – мало чем. Но игры – это все еще диджитал-продукт, общие проблемы аналогичные. twitter.com/Newesprod/stat…
10:34Или вот, например, свежий закон про НДС. Орловский вот тут много говорил об этом у Галенкина: galyonkin.com/2016/06/16/152…
10:37Одна из самых известных компаний-аутсорсеров: Saber Interactive. Де юре их HQ находится в NYC, но вся разработка – в Питере.
10:40Кроме прочего они делали ремастеры Halo, Halo Wars, а сейчас занимаются Quake Champions.
10:41В общем и целом, ваши шансы прийти в геймдев на зарплату и начать делать фермы/ситибилдеры/хоги/матч3 – весьма высоки.
11:08Да, недавно был бум мидкор-продуктов, так что в целом мб вам повезет и вы будете работать над баттлером вроде Heroes Charge или клоном CoC
11:09Последний тренд, впрочем, сейчас изменился на "клон Clash Royale" :) Финны знают, как создавать моду!
11:10Разумеется, я обобщаю. Есть и более оригинальные проекты, просто численно их меньше :) И большинство из них – инди.
11:11Например, самые известные нынче инди-чуваки из @LazyBearGames, которые недавно подняли кучу бабла на хитовом Punch Club :)
11:12Или легендарный "светоч русского нарратива" Дыбовский и его @IcePickLodge с Мором.Утопией, Тургором, Тук-Туком :)
11:14Но проекты – вопрос прикладной ;) А вот как попасть в геймдев – об этом чуть позже вечером (спойлер: не так сложно, как кажется).
11:18@gdunderhood @LazyBearGames Они кстати на работу искали художника и гейм дизайнера, не заню нашли или нет11:30
@gdunderhood Ума не приложу почему нас всегда записывают в аутсорсеры:) Это ведь ну совсем не так:) Мы же тут полный цикл делаем:)
Сорри! Буду знать :) twitter.com/FORMAcevt/stat…
11:57@gdunderhood получается, что розовым мечтам попасть в ААА проект не суждено сбыться, пока ты в России живешь :с Просто никто не делает их.
По чесноку – да. Еще такой момент – чтобы попасть в ААА, нужно быть крутым спецом. С улицы вряд ли возьмут. twitter.com/NekaNeka3/stat…
11:59@FORMAcevt @gdunderhood вероятно, имеется в виду, что кроме слотов собственные IP студия не делает с выхода Inversion (ну или God Mode) )
Да, звучит реалистично. twitter.com/retropcan/stat…
12:00Разочаровались в "большом" геймдеве и решили делать "инди с душой"? Послушайте для начала Рами Исмаила :) youtube.com/watch?v=PZn9a9…
12:01@gdunderhood а что делать если разочаровался и в большом геймдеве и в "инди с душой"?
А по каким причинам, если не секрет? :) twitter.com/eu_genes/statu…
12:46@eu_genes @gdunderhood на самом деле быть инди с душой очень дорогое удовольствие. Нет дяди над головой, но есть зато другие демоны.13:32
@eu_genes @gdunderhood потому что все насмотрелись историй про макмилленов в гараже и хотят быть успешными и знаменитыми, но нет.13:32
@eu_genes @gdunderhood мы хотим кушать и делаем не совсем то что хотим, зато сами.13:32
Попасть в геймдев не так уж сложно, если есть голова на плечах. Если вдобавок есть бэкграунд – задача еще больше упрощается.
13:38Вообще якобы существует проблема "джун-<type> с опытом минимум 3 года", которая многих останавливает.
13:39На самом деле никто не мешает вам получать свой опыт. Сделайте мод к любимой игре. Поковыряйте любой игровой движок. Почитайте теорию.
13:41@gdunderhood а можно вопрос. Не стыдно ли геймдизайнеру в match-3 называться геймдизайнером? Тайм-менеджер игры?)))
Не стыдно. ГД всякие нужны, ГД всякие важны :) twitter.com/kpower_andrey/…
13:42@alxr_noise @eu_genes @gdunderhood потратил на инди с душой все свои сбережения успешного программиста, и влез в долги, я живая иллюстрация)
Я про тебя сегодня позже отдельно расскажу :D twitter.com/StasShostak/st…
13:42@gdunderhood вот прям не пытаюсь умничать, но что они делают? Время прописывают и точки удовольствия?
Между прочим, дизайн матч3 – это особая экспертиза, которой обладают далеко не все. twitter.com/kpower_andrey/…
13:43Левел-дизайн, баланс, расчет FUU- и WOW-факторов, контроль вероятностей. Наверняка что-то еще, я не эксперт конкретно в матч3.
13:45Если вы хотите стать гейм-дизайнером, то можете стартовать на низких позициях с перспективой: джуниором QA или Community Management.
13:47@gdunderhood или просто кладите хуй на прописанные в вакансии требования. Секрет: всем похуй
Exactly. Если вы – нормальный спец с головой на плечах, всем будет насрать на ваш фактический опыт и/или релизы. twitter.com/GolerGkA/statu…
13:48Этот путь долгий, но сравнительно несложный. Требуются лишь упорство и мозги. Минус – не подходит людям с финансовыми обязательствами.
13:50Много вам на стартовых позициях платить не будут. Да и вообще, есть мнение, что в геймдев идут не за деньгами :) В энтерпрайзе платят больше
13:51Например, совершенно чумовой инсайд по зарплатам в геймдеве от начала 2016 года на основании опроса by @galyonkin: docs.google.com/spreadsheets/d…
13:53Как видите, медианные зарплаты совсем не заоблачные :) Впрочем, хорошие спецы получают хорошие деньги.
13:54Если интересует какая-то конкретика по "попаданию в геймдев" – спрашивайте, не стесняйтесь.
14:01@gdunderhood @galyonkin цифры в целом актуальные, что касается замкадья.14:04
@gdunderhood интересно узнать про продюсеров, откуда они берутся, переходят из других отраслей или вырастают из дизайнеров
Продюсеры очень разные. Часто вырастают из ГД и ПМов, но иногда нет. Почитайте вот Сиротина: vc.ru/p/sirotin-devg… twitter.com/Newesprod/stat…
14:07@gdunderhood что должно быть в портфолио у дизайнера в этой индустрии? не UI/UX, не флешовика. или элементы UI тоже хорошо бы?
Смотря какого дизайнера. Если мы говорим про UI/UX, то UI и UX :) Если про ГД – то конкретные кейсы. twitter.com/ssvetlania/sta…
14:10Кейсы зависят от специфики. "Вот я спроектировал юзерфлоу", "Вот моя мат.модель баланса", "Вот я писал квесты", "Вот настолько выросли KPI".
14:12В идеале в портфолио должны лежать релизнутые продукты с описанием ключевых моментов, в которых ты сыграл важную роль.
14:15Держите пока еще один классный ютуб-канал: youtube.com/channel/UCqJ-X…
14:20И еще хороший подкастик тут в слаке КДИ промелькнул: level-design.org/?cat=50
14:40Для диаграмм: app.moqups.com или draw.io ? С обоснованиями, пожалст. @gdunderhood #indie_ru14:57
Сегодня вечером еще расскажу о наших классных инди-проектах и конференциях Stay tuned! :)
15:13@aprotasenya @gdunderhood теперь moqups. потому что. (ну, между draw.io и gliffy ещё можно выбирать, а moqups ещё и мокапер!!!)17:20
@gdunderhood как вообще дела у программистов в гейм-деве? Зарплата ниже чем средняя по рынку, переработки, другие ужасы. Все правда плохо?
It depends. Зарплата в среднем ниже, но не сильно. Все остальное очень от компании зависит. twitter.com/_grisme_/statu…
17:33Программисты из геймдева есть? Как там вам живется? Ужасы случаются? На галерах гребете? :)
17:34@gdunderhood пока програмил социалочки и мобилки - греб на галере, как перешел в гэмблинг - стал грести деньги :) Но морально неприятнее17:39
@gdunderhood с программистов сильно спрашивают? Если я вот решу из веб разработки перейти в геймдев, поможет-ли какой-никакой но опыт ?
Ну опыт-то поможет, но самые ходовые языки в геймдеве — C++, C#, JS. Это надо учитывать :) twitter.com/NekaNeka3/stat…
17:40Вообще, разработка игр — одна из самых комплексных штук с точки зрения кода. Имхо, веб попроще. Но я не профи, конечно :)
17:41@NekaNeka3 @gdunderhood поможет общий опыт написания чистого кода, понимания оптимизации, но каждый баг будет заходить с неожиданной стороны17:46
@NekaNeka3 @gdunderhood будет меньше багов в духе "тут в 50% случаев джаваскрипт возвращает null вместо нуля, и больше в духе --->17:49
@NekaNeka3 @gdunderhood ---> Вася вчера закоммитил код про постройку новых зданий, а у тебя сегодня поломалось поведение лопаты17:49
Скоро уложу ребенка, и продолжим с нашим родным инди и конфами.
17:52А пока — вечерняя открыточка с отцами. pic.twitter.com/oxqaHTjB7G
17:52@gdunderhood норм: если перерабатывают, то ВСЕЙ командой; ЗП на жизнь хватает, но в смежных областях есть от х2-5.17:53
Вот кстати имхо, в геймдеве сами команды обычно ближе. Помню, в Аригаме поработать на выходных всем вместе всегда было в кайф.
17:56...хотя возможно тогда я просто был совсем юн! :D
17:56@GerodruS @gdunderhood ну вот как-то так, да. Я пытался вернуться в геймдев, но специальность и ожидания уже просто несовместимы с ним.18:46
Итак, спотлайт наших классных инди-игрушек, вышедших и готовящихся к выходу.
18:52Сегодня тут часто мелькает @StasShostak, поэтому начнем с его многострадального тактического раннера The Tribe steamcommunity.com/sharedfiles/fi… :)
18:53...текстовые квесты к которому, кстати, писал также часто мелькающий камрад @aprotasenya :)
18:56@GerodruS @gdunderhood В смежных тоже х0.5 бывает чаще чем кажется. И меши ворочать всяко интереснее чем в энтерпрайзе кнопки перекрашивать.18:56
Хорошая сайфай адвенчура на стыке Her Story и ME от чуваков из Днепропетровска, с пылу с жару — @BreachedTheGame store.steampowered.com/app/460640/
18:58Няшный ламповый @MessageQuest от Маши @linxxa Кравцовой — store.steampowered.com/app/408280. Там совсем немного копий до вечеринки осталось :D
19:00@gdunderhood Заканчивай и го в Overwatch! Ребята, скажите ему!
Аня говорит, что ночью твиттер никто не читает и надо идти толкать тележку за Рейнхарда :D twitter.com/vavilina/statu…
19:01Обязательно следите за чуваками из Comon Games — theuncertaingame.com
19:04Ох, ладно, что-то еще много всяких крутых проектов, закончим со спотлайтом завтра. Тележка сама себя не дотолкает! :D
19:23@gdunderhood Хей-хо, большое спасибо за упоминание! К слову, команда из разных уголков СНГ. :)19:23
@gdunderhood через месяц история @TheTribeGame станет вдохновляющим примером превозмогания в трёх актах или описанием моего банкротства :)20:31
# Пятница 75 твитов
@gdunderhood в моей жизни был веб и чутка геймдева. Нормальный веб не шибко проще, но вот если хуячишь на Битриксе - уровень сильно разный.6:51
Сегодня сначала закруглимся со вчерашними темами про спотлайт наших инди и конфами, а потом поболтаем про источники вдохновения и о всяком.
8:10Кстати, когда обсуждали тулзы, совершенно незаслуженно забыли steamspy.com Супер-полезная аналитика все от того же Галенкина.
8:12Стимпанковая РПГ про воздушные бои от Игоря @Oxeren Рашкуева: steamfarer.com Игорь делает ее целиком и полностью в соло. Респект!
8:15Идейный наследник олдовой Advance Wars – smash-bash.com Думаю, через недельку про нее подробнее расскажет сам автор @YarKravtsov :)
8:24Кстати, @TheTribeGame и @SmashBashGame, как и еще несколько крутых проектов, рисует уже полулегендарный Женя @Mazokpixels Юдин :)
8:26Вы наверняка видели его чумовые работы по Mad Max pic.twitter.com/hxCttza0aT
8:30Ну и не могу не воспользоваться служебным положением и не рассказать о нашей Die With Glory :D pic.twitter.com/G3qsekPnLz
8:37Это адвенчура про престарелого (по меркам викингов) воителя Сигурда, который стремится попасть в Валгаллу. В нагрузку – куча гэгов и отсылок
8:38@gdunderhood они выступали на Дрибл митапе в Москве в этом году, рассказывали как сделали их и что произошло после.8:41
@gdunderhood они, потому что рисует не только Женя Юдин, но еще и Миша Петрик
Да, разумеется. Насколько я знаю, Миша в основном делал анимации. twitter.com/denishus/statu…
8:41Например, спутник главного героя – летающий череп Рагнар, постоянно цитирующий Морте из сами-знаете-какой-игры :) pic.twitter.com/THJePZZHEl
8:43@gdunderhood мотоциклистов он нарисовал
Ни в коем случае не имел цели принижать Мишины заслуги :) twitter.com/denishus/statu…
8:43Релиз уже не за горами, так что feel free to follow :D diewithglory.com
8:44Инди, если вы меня читаете – кидайте ссылки на свои детища, устрою вам репост на наше небольшое пока коммьюнити :)
8:49@gdunderhood читаем:) classic point and click, некоторые баги не доправили (стыдно,да)9:46
gamejolt.com/games/the-lady…
gameprism.itch.io/the-lady-or-th…
@gdunderhood @and_r3w на разработку?9:48
gamedevblogs.ru/blog/developin… во
Ура, нас целых 303 человека! :D
9:48@gdunderhood что такое инди игры, для тех, кто совсем не в теме?
Инди – ожидаемо от слова independent. Над точным определением "инди-команда" ведутся жаркие споры :) twitter.com/shdq/status/75…
10:21Но обычно имеется ввиду команда, не зависящая от паблишера, обладающая свободой самовыражения.
10:21Чаще всего – это совсем небольшие команды от 1 до 5-7 человек, которые делают небольшие, но оригинальные продукты.
10:22Инди – это немного такие вейперы от индустрии :D Куча мемов и шуток про инди – от дошираков и маминого подвала до вездесущего пиксельарта.
10:23Но вообще инди большинство народа любит, потому что они часто делают действительно интересные нестандартные продукты.
10:24Чисто технически мы, например, тоже инди ) Хотя и не классические "энтузиасты без зарплаты".
10:25@gdunderhood ну потому что а что хорошего из ААА кроме Ведьмака в последний год вообще вышло?
...особенно если учесть, что Ведьмак вообще больше года назад вышел :D twitter.com/Sigiller/statu…
10:38Но вообще я с тобой не соглашусь немного, ААА тоже годный бывает. Взять хотя бы Uncharted 4.
10:39Геймдев, а расскажите, какой у вас самый крутой факап был на работе? Можно анонимно в личку :)
11:07Легендарный Миямото о том, что быть гейм-дизайнером – это вам не игры придумывать! :D shmuplations.com/supermariokart/ pic.twitter.com/oTysPyMFdf
11:17Вы сегодня что-то какие-то вялые :) У всех уже пятница в разгаре? :)
11:43@gdunderhood у тру-инди не бывает пятниц! Как и суббот, и воскресений11:48
@gdunderhood когда работал в TimeZero, собирал там игровые ресурсы. Как-то случайно поставил всем персам значок одного клана. Было весело.
Вот, берите пример с Влада! В смысле, шарьте истории! :D twitter.com/vkozulya/statu…
11:49Расскажу пока одну историю сам. Правда, мопед не мой, но история крутая.
11:51@gdunderhood порушил половину официальных реалмов. Потом, когда решил проверить - порушил вторую половину серверов.12:00
Жили-были в одной игре счастливые ГМы (гейм-мастера, админы). И были у них ваншотающие все живое убер-посохи. А игроки такой посох возжелали
12:03Один из ГМов был позван по определенным координатам, где якобы находилась ужасная ошибка, которую срочно нужно было пофиксить.
12:04По прибытию ГМ не успел даже спросить, в чем, собственно, дело – его мгновенно стерли с лица земли около сотни заговорщиков в крутом шмоте.
12:06Разумеется, до этого считалось, что персонажи ГМов неубиваемы. В игре был user_drop, так что после смерти ГМ оставил за собой подарочек.
12:06После смерти чат ГМ заспамили мульты. Предел чата 1к сообщений, там же велся лог. В итоге никаких данных о нападающих на серве не осталось.
12:08Мораль истории – никогда не недооценивайте ваших игроков. Если что-то может быть сломано – считайте, что это уже сломано :)
12:09@gdunderhood пятница, вечер, версия для новой платформы: внезапно враг в обучении (!) наносит много урона, а сам почти бессмертен. DS-style!12:09
@gdunderhood новая платформа - не анонсированное на тот момент устройство на android. Вот и торопились получить рекламу в магазине на старте12:11
@gdunderhood похоже на историю времен ультимы, если не текстовых MUDов
На тему Ультимы у меня есть своя неплохая история, тоже про ГМов. twitter.com/Sigiller/statu…
12:22Вот где были крутые ГМы, так это на шардах Ультимы. Помню, возвращаюсь я такой деловой в Тринсик c очередного майна, чешу к своему вендору.
12:28Предвкушаю, сколько всего можно скрафтить из всех этих рег, которые я собрал. И тут небеса в буквальном смысле разверзаются...
12:31...и прямо на крыши и улицы Тринсика спавнится толпа Аркейн демонов, личей и даже несколько костяных драконов.
12:34Не говоря уже о всякой мелочевке. Весь город вайпнулся за пару минут.
12:35На истеричные вопросы "ЧТО ЭТО БЛЯ БЫЛО ВООБЩЕ?" веселые ГМы отвечали: "А это мы вам новый ивент придумали, вторжение Армии Хаоса".
12:36Ивент они придумали, блин! :D В общем, потом Тринсик совместными силами недели две отбивали.
12:37@gdunderhood У нас раз аниматор залил в боевой клиент анимацию дрочащего варвара. Был большой скандал.12:37
@gdunderhood погоди, в чате ведь лог для игрока, а где разработческий лог. Не было? О_о
Повторюсь, мопед не мой, подробностей не знаю. Видимо, не было. twitter.com/luayan/status/…
12:38@gdunderhood был ГМом на Асгард Уорлд РО.12:54
до 10к игроков...
Народ не прощал такое
@gdunderhood вспомнил историю: придумали у нас ГД один ивент, по аналогии одного американского фестиваля. Выпустили на прод...13:27
@gdunderhood а потом приходят владельцы этого фестиваля и говорят "То, что у вас нарисовано - это наш трейдмарк" Ивент быстро перерисовывали13:27
Ребят, я тут это, интервью дал tjournal.ru/30991-underhoo…
Про андерхуды :) twitter.com/valerypopoff/s…
13:30@gdunderhood point and click shapikthequest.com/data/demo_onli…
Прислали первую игру, yay! У меня пока нет времени посмотреть, а вы зацените! twitter.com/paulp_games/st…
13:33@gdunderhood @valerypopoff по поводу передачи данных - можно просто через tweetdeck.twitter.com давать доступ на отправку твитов человеку
Разберемся :) twitter.com/snake302/statu…
13:37@gdunderhood gcup.ru/forum/28-13497…
позже подкину еще поделок, в сети ничего не осталось
Еще одна игра. Если есть какой-то фидбек – не стесняйтесь его писать. Это важно. twitter.com/Di_Ed_Seagull/…
13:47Про конференции. Я лично бывал всего на трех локальных конфах (на каждой из них по 2-3 раза). За границу пока, увы, скататься не удалось :)
14:34Бывшая КРИ, которая сначала слилась с Игромиром, а теперь и вовсе вроде как превратилась в Russian Comic Con – самая consumer-oriented.
14:36Такой она была не всегда, но теперь это конфа в большей степени для внешней публики, причем только частично геймерской.
14:37@x_GS_x @gdunderhood после истории co Sky, Candy, Scrolls - от такого надо бежать как от огня.
А что за история? twitter.com/cool8me/status…
14:38Конфа проходит в Москве, в конце сентября. Официальный сайт – kriconf.ru
14:40| ̄ ̄ ̄ ̄ ̄ ̄|
| БЫТЬ ГД |
| ОЧЕНЬ |
| ПРОСТО |
| ______ |
(\__/) ||
(•ㅅ•) ||
/ づ
@gdunderhood @cool8me14:56
Три громких дела о ™
polygon.com/2016/6/17/1196…
polygon.com/2014/4/17/5624…
arstechnica.com/gaming/2012/03…
Субъективно, самая крутая конфа на территории бывшего СНГ – это @DevGAMM devgamm.com
14:59Хорошая организация, крутые спикеры, классное шоу, несколько треков с докладами, крутой инди-шоукейс, лихие пре- и афтапати.
15:01Но самое главное – это дух ДевГамма. Конфа очень теплая и ламповая, тусовка больше про продакшен, а не про трафло и бизнес.
15:02Есть еще White Nights – wnconf.com Там пати побогаче, ламповости поменьше, бизнеса побольше. Но в целом конфа тоже хорошая.
15:04@gdunderhood Михаил уже ответил (спасибо!), но просто не забывайте, что мы живем в мире, где с вами могут судиться за слово Sky в названии.15:05
Расскажите, на какие конференции катаетесь вы? Как ощущения, эмоции? Были на DevGAMM и White Nights в этом году?
15:08@gdunderhood настольные ролёвки не пробовал мастерить для всяческого экспириенса?
И водил, и водился. Это круто, да. В школе даже делал свою систему, которая была почти полной калькой с ADnD :D twitter.com/Sigiller/statu…
15:09D.VA в честь пятницы! Пойду играть с коллегами в мою настолку. Но не расслабляйтесь, я за вами слежу :) pic.twitter.com/cWhMiqVAe9
15:10@gdunderhood уже второй год как не проходит - организаторы заморозили, так как не видят достойного обновления формата.17:25
# Суббота 22 твита
@gdunderhood @TheTribeGame @SmashBashGame засмущал!)6:18
На выходных у нас формат "рандомных мыслей про гейм-дизайн", всякое про источники вдохновения и ваши вопросы. Поехали! :)
10:01Есть такой свадебный стишок: "Something old, something new, something borrowed, something blue". Просто руководство к созданию концепций! :)
10:04@gdunderhood можно выделить два типа ГД - математический и романтичный. В реальности - какая пропорция между ними?
В реальности – это в смысле статистика по индустрии, каких больше? ) twitter.com/radio_turkey/s…
10:12@gdunderhood большее скорее всего математиков. А вот процентное соотношение
Точными данными не обладаю, но хороших математиков точно не очень много :) Мечтателей/романтиков – вагон. twitter.com/radio_turkey/s…
10:15Но в их стане большая текучка. Ты либо выживаешь и перестаешь быть чистым романтиком, либо уходишь из индустрии :)
10:16Вопрос на самом деле немного некорректный: математик – функция, романтик – состояние души :)
10:16Когда пишешь так много твитов подряд, невольно начинаешь замечать, что ставишь слишком много смайлов и пора что-то менять в своей жизни.
10:17Вот вам крутейшая энциклопедия популярной культуры: tvtropes.org А чем вы вообще вдохновляетесь?
10:18Музыка, фильмы, книги, сериалы, комиксы, путешествия, прогулки, подпольные боксерские поединки?
10:19Я вот большой фанат Бибопа и Светлячка :D pic.twitter.com/AvBJUhnbAW
10:23@gdunderhood к слову о креативности by @Oatmeal pic.twitter.com/sYZgpWlrhT10:33
Чтобы сделать торговцев-NPC интересными, можно случайно распределить между ними супер-редкие предметы, открывающие сюжетный контент.
10:52@gdunderhood я тут авторитетные исследования принес
>Доказано: чем больше смайлов, тем больше секса
>gdunderhood
woman.ru/relations/sex/…
Это уже тема для @sexsecrethood :D twitter.com/skeetah/status…
11:05Не забудьте чекнуть наш коллективный гейм-дизайнерский блог gdcuffs.com ;)
11:09@gdunderhood кстати дополнение HoS Ведьмака, это потрясающий пример как можно делать крутой культурный экспорт в игровом медиуме11:55
@gdunderhood основная сюжетная линия - пересказ польской(!) версии Фауста с возможностью для игрока выразить свой взгляд на историю11:55
@gdunderhood книги! Я Хайнлайна сейчас читаю: Дверь в лето, Дети Мафусаила - потрясающе!
Из последних книг — Лавкрафт и "Черный Отряд". Теперь, думаю, пора сделать перерыв на какого-нибудь Гибсона :) twitter.com/imodjen/status…
13:24@gdunderhood у Гибсона недавно читала Распознавание образов, теперь на очереди трилогия про Нейромантп.
Распознавание Образов читал, из Нейроманта — только первую. Как раз его и хочу продолжить. twitter.com/imodjen/status…
13:27Кстати, Распознавание Образов — тоже первая часть трилогии Бигенда.
13:28@gdunderhood из последнего — Ложная Слепота! Крутой сеттинг и темы. А для диалогов Мура перечитываю.
А я для диалогов — Пратчетта twitter.com/kostyakorobov/…
14:34# Воскресенье 65 твитов
гейм-дизайнеры, я знаю, что вы здесь.) назовите ваш составленный must read, интересно до жути.)@gdunderhood и вы, и вы.)
Профессиональный мастрид, или развлекательный? :) twitter.com/technodevochka…
8:27Я сегодня с вами последний день, так что не стесняйтесь задавать любые каверзные вопросы. А я пока вам еще ссылочек покидаю.
8:57Вот, например, интересный практический блог: interestingchoices.com
9:02Хороший доклад Александра Штаченко про эффективный пре-продакшен youtu.be/LklcV-0Ua0s
А вот еще. Слайды этого доклада тут: progamedev.net/wp-content/upl… twitter.com/vedmich/status…
9:03А как вы относитесь к коротким (1-4 часа) играм с законченной идеей/сюжетом?
9:07Кроме шуток, я вот тут как-то написал о том, что считаю короткие игры практически идеальным форматом для инди: gdcuffs.com/почему-paid-иг…
9:13@gdunderhood только что прошел INSIDE, самый лучший формат, имхо.
Playdead – вообще мастера этого формата, да! twitter.com/vkozulya/statu…
9:20Держите ссылочки на материалы с онлайн-конференции Нарраторики!
narratorika.com/conflinks/ pic.twitter.com/YCtU4cyEhX
Кстати, тут недавно была первая наша геймдев-конфа в онлайне, в основном про нарратив – посмотрите, там интересно. twitter.com/Narratorika/st…
9:22Сергей @VBproffi Бабаев в своих интервью на vc.ru завел интересную традицию – последний вопрос всегда про личный транспорт гостя.
9:26Давайте придумаем аналогичную традицию и для нашего андерхуда. Вот только делиться будем фотографиями рабочего места – имхо, это интереснее.
9:27Вот, например, мое. Да, я из тех странных людей, которые любят окружать себя всякой фигней на работе :D pic.twitter.com/USEHAoU8qF
9:27@gdunderhood зависит. Играл как в хорошие короткие игры, так и в плохие. Не длина определяет полученное удовольствие! (зетс уот щи сэд)
True! It's all about skill! :D twitter.com/Arvydas_B/stat…
9:28@gdunderhood или любимый покемон!
Нинтендобои врываются в эфир! Мой, кстати, Чармандер. twitter.com/broken_vvings/…
9:29@gdunderhood Странных? Разве не все так делают?
Не знаю :) А вы так делаете? twitter.com/vavilina/statu…
9:39@gdunderhood если игра крутая, то она не должна прекращаться! (: Если не очень - то нужен концентрат часов на 5-6.
Альтернативное мнение! А я вот считаю, что многие вещи круты в том числе тем, что заканчиваются. twitter.com/elmortem/statu…
9:41Хотя это не относится, например, к последнему Ведьмаку. Я бы в такой контент всю жизнь играл :(
9:42@gdunderhood Да уж, а то развели нескончаемый фритуплей понимаешь, Донать им и донать без конца.9:45
Отличный пост на Гамасутре про левел-дизайн: gamasutra.com/blogs/Muhammad…
9:46@gdunderhood вот, что значит "окружить себя разной фигней" pic.twitter.com/IBq77q8IEH9:52
@gdunderhood вот у меня та же история с Dishonored.
Dishonored – очень классный. Но я был рад, когда его прошел. Жду теперь второй. twitter.com/elmortem/statu…
9:53@gdunderhood ну лучше 1-4 часа концентрата чем 10 часов размазанных9:53
@gdunderhood @elmortem ну тут не в крутости дело, а в личной "очарованности" игрой. Для меня это Might&Magic старые или Arcanum.10:01
@gdunderhood Gothic 3+, Fallout 3+, Diablo 3, почти вся серия Elder Scrolls - очень много примеров, когда стоило остановиться…10:15
@gdunderhood домашнее место pic.twitter.com/CKGobAgDQS10:27
@gdunderhood (хоть я и не гд) pic.twitter.com/UOxiaXzj4P10:27
@gdunderhood 3 игры в которые должен поиграть каждый геймдизайнер и почему
Игр-постулатов в мире, имхо, не существует. Но отвечу по моему последнему опыту. twitter.com/mikeprotagonis…
10:38Battle Brothers и Brothers: Tale Of Two Sons – посмотреть, как истории рассказываются через механики. Причем, через совершенно разные.
10:39Furi – посмотреть, как механики боя с персонажем, его тактика и стратегия помогают раскрыть характер персонажа глубже.
10:40Немного статистики по аудитории нашего андерхуда. I find you lack of diversity disturbing! :D pic.twitter.com/GQ7EOZiS6H
10:49Г – Геймдев, А – Аналитика! @gonzogamedev_ru pic.twitter.com/iDUDW1EZDk
10:56Ян Шрайбер про баланс: gamebalanceconcepts.wordpress.com/2010/07/07/lev…
11:02Кто ленится читать на английском – у Толи @shestovt Шестова на личном блоге есть перевод: aushestov.ru/шрайбер/
11:03Гайд про дизайну squad-based тактических игр matchstickeyes.com/2015/11/21/fro…
12:45Полезный тест про аналитику и метрики, с пояснениями за верные и неверные ответы. qzzr.com/c/quiz/188535/…
12:47If people say your game is short, tell them they didn't find the true ending yet.
The true ending is, when they realize short games are ok.
Ну и давайте, пожалуй, последнюю большую тему на сегодня: The Next Big Thing In Game Development. Как вы считаете, за чем ближайшее будущее?
12:49VR? AR? Мидкорные матч-3? Новые большие ММО? Инди? Киберспорт?
12:50Мне пока кажется чрезвычайно интересной тема стримеров и взаимодействия их аудитории с игрой через API платформ вроде Twitch.
12:51Алекс @aNichiporchik Ничипорчик и @tinyBuild активно копают в эту сторону со своими проектами. По-моему, у них круто получается.
12:52Релевантный материал с Гамасутры: gamasutra.com/view/news/2622…
12:53@gdunderhood ну все сильно хотят VR, боюсь в массы попадут только кардборды. Их технической базы достаточно для простых игр и порно.
Смотря про какие массы мы говорим. Сейчас для среднего хардкорного геймера купить шлем – вполне себе вариант, имхо. twitter.com/alxr_noise/sta…
13:15Весь вопрос сейчас стоит в комплексном контенте, которого пока откровенно мало. Простые вещи проще смотреть на кардбордах, да.
13:16@PRogozin @gdunderhood ну чет маловато)) я думал больше, но энивэй это пока очень мало.
Да, но это 100к перспективных кастомеров на почти пустом рынке, которые сметут всё, чтобы оправдать покупку шлема :D twitter.com/alxr_noise/sta…
13:18@gdunderhood все зависит от PS VR, если они будут консьюмерски успешными, то лапочка тронется с места очень резво)
Согласен, но получается немного замкнутый круг :) Без крутых продуктов PS VR дальше энтузиастов тоже не взлетит. twitter.com/logan_292/stat…
13:45Хотя Sony как раз крутые продукты может обеспечить :)
13:45@gdunderhood будущее за квантовыми системами, которые будут стримить без проводов сразу в мозг виар-бинаурал-карнавал (на самом деле нет).13:46
@gdunderhood время дороже денег. Чем короче, тем лучше. Правда, только что закончил Ведьмака 3, потратив почти 200 часов13:46
@gdunderhood а так ли много людей смотрит стримы не по киберспорту, чтобы ставить на это?
Как показывает статистика, огромное количество :) twitter.com/Shinaar/status…
13:46@gdunderhood социализация, но не чмошная, как сейчас (aka лайкни и лизни за плюшку), а с in-game взаимодействием, разными нитями сюжета…
Что вы думаете по поводу такого вот The Next Big Thing? twitter.com/kpower_andrey/…
13:52@gdunderhood т.е. даже люди, которые не про стримы, могли бы этим увлечься с нужными инструментами. Horror-based например.13:54
@gdunderhood на Sony как раз вся надежда, покупать систему htc vive за 100k и играть в демо-версии уровня инди 2000-х немного странно.17:40
@elmortem @gdunderhood практика показывает, что если крутая игра не заканчивается, она быстро перестает быть крутой.17:40
@gdunderhood @elmortem @Shinaar делимся :З vk.com/podcast_igraem
Еще один подкаст, камрады! twitter.com/imodjen/status…
17:45Пошли последние мои часы на этом посту — самое время спросить все то, о чем хотели.
17:49@gdunderhood "а ты точно геймдизайнер" ахах =)
Инсайдерские мемасы подъехали! :D vc.ru/p/sirotin-devg… twitter.com/logan_292/stat…
18:28@gdunderhood А почему для тебя именно игры? С чего игры начались у тебя?
Я, если честно, затрудняюсь с определением конкретного момента, когда моя жизнь пошла наперекосяк в сторону игр :D twitter.com/PRogozin/statu…
18:29Я считаю, что впечатления и истории — одна из самых важных в жизни вещей. Создавать впечатления, рассказывать истории — в этом магия.
18:31Может быть, поэтому я решил стать гейм-дизайнером — чтобы создавать впечатления. До этого я еще думал писателем стать, да, но не срослось :D
18:32@imodjen @elmortem @gdunderhood Среднее время игры в тот же Dark Souls 2 - 49 часов судя по данным SteamSpy. Как насчет таких игр?
ДС — интересный кейс. Там на медианное время очень сильно влияют фанаты с 300+ часов. Сам знаю таких с десяток. twitter.com/johnynemo/stat…
18:38Ну и вообще, дизайн ДС очень располагает к эксплорейшену и перепрохождениям.
18:39@gdunderhood на каком посту? Только сегодня на тебя подписался)
Ну, это же коллективный аккаунт, каждую неделю — новый автор. Моя подходит к концу, завтра будет другой крутой гд :) twitter.com/Shinaar/status…
18:43Ладно, друзья, спасибо за внимание. Я считаю, мы отлично пообщались. Вы классные! Эту неделю с вами был Ник @vedmich Филатов. Va faill!
18:46Чтобы продолжать меня читать — подписывайтесь на мой тви :) А здесь завтра новый автор порадует вас новыми историями! Live long and prosper!
18:47# Ссылки
www.youtube.com
- https://www.youtube.com/watch?v=zQvWMdWhFCc
- https://www.youtube.com/user/flashgamm
- https://www.youtube.com/watch?v=8gFDt2tzjdk
- https://www.youtube.com/watch?v=PcSmUzZ1r5U&index=5&list=PLBmERAe8ffea_aFWN6jUrNTEz9vXpW0t0
- https://www.youtube.com/user/Pentadact/videos
- https://www.youtube.com/user/ExtraCreditz
- https://www.youtube.com/watch?v=PZn9a9-Gyc0
- https://www.youtube.com/channel/UCqJ-Xo29CKyLTjn6z2XwYAw
other
- http://diewithglory.com/
- https://vc.ru/p/gamedesigners-dont-exist
- https://vc.ru/p/rosewater-lecture
- https://vc.ru/p/sirotin-devgamm-2016
- https://habrahabr.ru/post/255877/
- https://gd.zeptolab.com/ru/guru/?locale=ru
- https://www.amazon.com/Level-Guide-Great-Video-Design/dp/1118877160
- https://www.amazon.com/Art-Game-Design-book-lenses/dp/0123694965
- https://www.amazon.com/Theory-Game-Design-Raph-Koster/dp/1449363210
- https://www.amazon.com/Flow-Psychology-Experience-Perennial-Classics/dp/0061339202
- https://gamifique.files.wordpress.com/2011/11/7-level-up-the-guide-to-great-videogame-design.pdf
- https://bookmate.com/books/UI0Iy1mL
- http://brainystudio.ru/turnon_en
- https://duelyst.com/
- https://www.rschronicle.com/
- http://game-exe.org/index.php?n=Category.Alita
- http://steamspy.com/app/282140
- http://steamspy.com/
- http://flazm.ru/
- http://ugd.podster.fm/1
- http://sergeiklimov.biz/category/podcast/
- https://narratorika.podfm.ru/
- http://www.gamedevradio.com/
- https://soundcloud.com/charlieoscar
- https://new.vk.com/doc-71562436_366123883?dl=6e83fc3e4fb37602f2
- http://www.gdcvault.com/
- http://www.gdcvault.com/play/1023186/Twenty-Years-Twenty
- http://www.gdcvault.com/play/1020434/Narrative
- http://www.apple.com/mac/numbers/
- http://bit.ly/29x9bXk
- http://bit.ly/29xhO3R
- http://gamasutra.com/
- https://www.gliffy.com/
- https://balsamiq.com/
- https://en.wikipedia.org/wiki/Mind_map
- https://app.moqups.com/
- http://app.hacknplan.com/
- http://www.escapefromtarkov.com/?lang=ru
- http://insomnia-project.com/
- http://galyonkin.com/2016/06/16/152-nds-i-e3/
- https://docs.google.com/spreadsheets/d/1F3uq0tQ_Mr3qFLtTw_VeNfSXHIEB8JyEzXju028eQrU/edit#gid=715502839
- http://level-design.org/?cat=50
- https://www.draw.io/
- https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=637627640
- http://store.steampowered.com/app/460640/
- http://store.steampowered.com/app/408280
- http://theuncertaingame.com/
- http://steamfarer.com/
- http://smash-bash.com/
- http://gamejolt.com/games/the-lady-or-the-tiger-russian/148216
- https://gameprism.itch.io/the-lady-or-the-tiger-rus
- http://gamedevblogs.ru/blog/developing/1845.html
- http://shmuplations.com/supermariokart/
- http://kriconf.ru/
- http://www.polygon.com/2016/6/17/11967190/no-mans-sky-sean-murray-bskyb
- http://www.polygon.com/2014/4/17/5624980/king-settles-trademark-disputes-with-the-banner-saga-developer
- http://arstechnica.com/gaming/2012/03/bethesda-mojang-settle-trademark-dispute-over-scrolls-name/
- http://devgamm.com/
- http://wnconf.com/
- http://tvtropes.org/
- https://gdcuffs.com/
- https://gdcuffs.com/почему-paid-игры-лучше-делать-небольшими-658f801e20aa#.t9avoo81g
- http://interestingchoices.com/
- http://progamedev.net/wp-content/uploads/2015/12/Shtachenko9DevGAMM.pdf
- http://www.gamasutra.com/blogs/MuhammadAyub/20160201/264811/
- http://www.gamasutra.com/view/news/262222/Designing_games_that_let_livestream_viewers_take_part_in_the_play.php?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter
- https://gamebalanceconcepts.wordpress.com/2010/07/07/level-1-intro-to-game-balance/
- http://aushestov.ru/шрайбер/
- http://www.matchstickeyes.com/2015/11/21/from-the-archives-tactics-x-com-jagged-ogre-chronicles-or-a-guide-to-squad-level-strategytacticsrpgs/
- https://www.qzzr.com/c/quiz/188535/865142ec-b7ec-495c-8369-83157afaee4a