iluf1

24 апреля 2017, Kyoto City, Kyoto

# Понедельник 38 твитов

Всем привет из Киото! На этой неделе с вами Илья facebook.com/ilya.rudnev. Я занимаю должность Associate Game Director в компании Q-Games.

7:04

У нас 16:00, два часа после обеда. Для большинства читателей канала же понедельник только начинается. Самое время позатирать за геймдев!

7:06

Дисклеймер: твиттер вести я не умею, поэтому если что не так - напутственно тыкайте носом.
Now get in the fucking robot Shinji, поехали.

7:08

Для начала, моя любимая картинка для создания правильного настроения. pic.twitter.com/9ndpbkKCSy

7:10

На неделе поговорим об индустрии игр в Японии, о моем опыте и личном отношении к ней. Затронем и насущные рабочие вопросы: кранчи, например.

7:15

Японские игры обсудим тоже - расскажу про малоизвестные на западе, но очень успешные здесь тайтлы, которые рекомендую для ознакомления.

7:16

Немного о себе: 28 лет, в геймдеве с 2009 года. Начинал, как многие, с QA, а в 2013 устроился фулл-тайм ГД в Progrestar (ныне Nexters).

7:25

С 2014 по 2016 пилил социалку про Джеймса Бонда в Glu Mobile. Параллельно с этим в какой-то момент увлекся Японией и начал учить язык.

7:25

Весной 2016, накопив денег, уехал в Киото по студенческой визе и пару месяцев подрабатывал помощником учителя программирования.

7:27

А в сентябре, уже получив рабочую визу, преждевременно окончил языковую школу и приступил к работе над экспериментами с VR в Q-Games.

7:28

По сути сейчас я отвечаю за коктейль из задач ГД, ЛД, QA и ПМа. Устраивался я на должность геймдиза (или game planner, как их тут называют).

7:30

Несмотря на прямое отношение к VR, писать о нем я не хочу. Причины две: NDA, мешающее делиться опытом, и отсутствие личного интереса к теме.

7:50

Замечу, что для покупки PSVR здесь нужно выиграть лотерею и VR-игры не пробуют делать только ленивые. Есть и такое: youtu.be/5CNkLA2yfpA

7:55

Сегодняшний жизненный вопрос читателям: а как вы относитесь к работе над проектами, ЦА которых сами не являетесь от слова "совсем"?

8:00
@gdunderhood Про общие условия работы NDA не запрещает писать? Очень интересны инсайды и развенчание всяческих мифов про работу в Японии :)

Не запрещает! Развенчание мифов в планах, насколько данные позволят. Про зарплаты в 20 млн йен в месяц в Square Eni… twitter.com/i/web/status/8…

8:05
@gdunderhood Ну вот кстати дейтинг симы – самый очевидный ВР-жанр для Японии, наверное :)

Если верить недавним слухам, можно даже проще. Любительская хентай-манга в VR себя более чем окупает. twitter.com/vedmich/status…

8:10

Кстати, не все в курсе, но Россию здесь знают и любят, та же Поклонская вообще виральной была.
Это я щас бизнес-идею предложил, если что.

8:12
@gdunderhood Насколько вообще японцам нравятся игры в их родных жанрах (VN, JRPG), сделанные за рубежом?

Отвечу вопросом на вопрос, но как много западных игр в этих жанрах имеет японский перевод?
Это краеугольный камень. twitter.com/dead_0_head/st…

8:48

Вообще вопрос @dead_0_head очень органично вливается в тему моего завтрашнего рассказа о местных тенденциях, так что мы к нему еще вернемся.

9:00

Вместо того чтобы отвечать на этот вопрос самому, я немного поностальгирую о временах, когда я дизайнил свою первую коммерческую игру.

9:29

Игра называется Throne Rush и живет и поныне. Сейчас я за ней почти не слежу, но периодически смотрю на обновления и радуюсь этой живости.

9:29

(Иногда в этих обновлениях проскакивают идеи, которые писались в бэклог в 2013, но в то время по различным причинам не пошли в продакшен.)

9:29

Throne Rush я дизайнил и считал, пребывая в “наивной” фазе геймдизайна, в принципе, абсолютно естественной для первого полноценного проекта.

9:29

Задача была сделать понятный пользователям русских соцсетей CoC. К слову, в 2013 CoC можно было слизать вчистую и это все равно бы зашло.

9:30

Но мне, наивному геймдизу, CoC "вчистую" не нравился. Поэтому я что-то где-то подкрутил, что-то поменял, где-то сломал, а вышло что вышло.

9:30

Ставить оценку Трон Рашу - не моя задача. Моей же было сделать игру прибыльную, а в "наивной" фазе это безусловно синонимично "хорошей".

9:31

Периодически случались конфликты. Как-то я накосячил в формуле производства ресурса, создав жуткий дефицит. Люди начали плакать - и платить.

9:31

Формулу пришлось немножко починить, платить тут же стали меньше, я получил под зад от старших, но зато из игры не свалили все неплательщики.

9:32

Сейчас я, конечно, совсем не уверен, что все неплательщики свалили бы, не почини я формулу. Но как игра, “дефицитный” Трон Раш был так себе.

9:35
@gdunderhood Добрый день.
На каком языке ведется разработка в компании?

Приветствую. Мы немного уникальный случай, у нас 50 на 50 гайджинов к местным, поэтому некоторые обходятся одним ан… twitter.com/i/web/status/8…

9:44

Впрочем, у ГД такой свободы нет, общаться приходится с обеими сторонами, поэтому определенный уровень знания японского необходим.

9:45

Мораль примерно следующая: придумывание игры требует эмпатии. Эмпатия тем сложнее, чем дальше разработчик от конечного пользователя.

9:48

Холодные графики дарпу и дарппу - это самое далекое, что может быть от эмпатии. Но! Слишком много эмпатии, и ГД уже думает совсем как игрок.

10:00

А ГД и его команде все таки нужно и кушать на что-то, и покупать новые гаджеты для игры в те корованы, которые самим не сделать.

10:00

На западе сейчас хватает примеров ”эмпатического”, назовем это так, подхода к ГД в f2p - это и Hearthstone, и Clash Royale.

10:01

Интересно, что именно эти (и мало какие другие) западные ф2п игры неплохо чувствуют себя и в Японии.

10:04

Завтра поговорим о том, как ф2п делают в Японии, почему попытки перенести японские игры на запад обычно проваливаются, и еще много о чем.

10:07

Тизер про то, почему любой ф2п игре хотелось бы неплохо себя чувствовать в Японии:
1 goo.gl/LeM617
2 goo.gl/Sc4DUU
10%.

10:10

# Вторник 42 твита

Всем доброго утречка! Сегодня задвигаем про японский игрострой. Будет немножко легкодоступной в интернете инфы и много личного мнения.

6:15
С радостью бы поработал над какой-нибудь карточной игрой в стиле аниме, хоть и не люблю ни аниме, ни карточные игры. twitter.com/gdunderhood/st…

Мути прототип, друзей новых найдешь. Завтра будем как раз про прототипы и "я бы с радостью". twitter.com/kirillirik/sta…

6:18
@gdunderhood Совмещали и обучение и работу?

Учеба с утра, парт-тайм после. Студентам больше 28 ч./неделю работать нельзя. Главной проблемой было найти подработ… twitter.com/i/web/status/8…

6:22

Возвращаясь к вчерашнему тизеру. Итак, допустим, у нас есть $100 bln в играх вообще. Из них 40% - мобильный рынок. goo.gl/P0zwBW

6:48

Из этих 40% примерно четверть - в Японии, которая потихоньку вымирает, но все же пока здесь перенаселение, и рынку еще есть куда расти.

6:52

Кстати о населении. Оно уже лет десять держится в районе 126 млн. Аттач - Japanese Smartphone Penetration от Японск… twitter.com/i/web/status/8…

7:00

В картинке потеряли маленьких детишек (а они очень любят покупать гачу - местные мистерибоксы - за папины деньги) и старичков, ну да ладно.

7:02

К слову. Я сейчас налью здесь цифр, а потом буду строить тезисы. Тезисы можно и нужно подвергать сомнению, интереснее будет и мне, и вам.

7:09

Во всем сомневаться и искать причины - это вообще неплохой трейт для гейм-дизайнера, я считаю. Так что задавайте вопросы - мне или гуглу.

7:11

Теперь плохие новости: в доке 2016 г. у AppAnnie утверждается, что 50% от всех денег в японских сторах зарабатывают игры в топ 10 гроссинга.

7:20

Смотрим на картинку. Это топы японского гроссинга за 23.04.2017 с AppAnnie. Сколько игр от западных разработчиков в… twitter.com/i/web/status/8…

7:25

Если посмотреть на топ50 , картина чуть лучше - goo.gl/juIUPE. Уже обнаруживаются те же привычные Клэш Рояль и GoW.

7:29

Конечно, все это находится в постоянном движении, и тот же CoC регулярно бывал в топ10. Но в любом случае, доля "неместных" - не более 10%.

7:32

Почти все остальное в списке имеют общие черты. Перечислим их и прокомментируем.

7:44

1. Завязанная на гача монетизация.
Кто не знает, что такое "гача" - goo.gl/w8JzOY. Вариантов куча, суть одна - игрушка из коробки.

7:49

Из зала суфлируют, что в коробках девочки, но там бывают еще дракончики, бронелифчики, мечи-луки, ОБЧР и барахло для апгрейда всего этого.

7:51

Т.е. хорошая гача никогда не будет только про девочек. Она будет еще и про все то, что этим девочкам можно вставить в различные, хм, слоты.

7:52

У девочки будут именные лифчик, робот и меч - все из разных коробок.
А японцы очень увлекающийся и любящий сотворить себе кумира народ.

7:53

И еще хорошая гача сделает все, чтобы не расстраивать юзера. Вытянешь другую девочку, но ничего, она тоже красивая и сильная.

7:57

Слабых же девочек наверняка можно использовать как расходку или заэволвить до сильных. Ну а всем сильным уже нужны лифчики и роботы.

7:58

2. БЕЗУМНОЕ количество контента и глубины и сумасшедший каденс апдейтов.
Ни одна из этих игр не уступит по gameplay hours серьезным ММО.

8:02

Базовый геймплей всегда простой (важно, чтобы можно было играть одной рукой), левел и энкаунтер дизайн обычно тоже тривиальные.

8:05

Зато японцы любят читать, поэтому везде есть сюжет; картинки, поэтому везде полно арта; и циферки, поэтому за простотой кроется скилл-бейзд.

8:08

Правда, в гаче обычно есть тот один SS пулл, ради которого паверюзер потратит тыщу баксов в день апдейта, и с которым скилл уже не нужен.

8:11

Но люди охотно покупают коробки и просто ради любимых персонажей с ивентовой картинкой и новым бронелифчиком.

8:12

Играют тут в основном в обед и в транспорте по пути в\из офиса, отсюда требование к однорукости и увеличенная длина сессий.

8:17

3. Транс-медийность.
Примерно 50% игр сделано по известным франшизам. Люди смотрят мультик, видят тех же персонажей в игре и втягиваются.

8:24

Если игра не сделана по IP, то в ней как минимум будет набор известных сейю, видя в котором знакомые имена, люди скачают и поиграют.

8:26

Любая успешная игра еще и обязательно порождает кучу физического мерча для фанатов, от значков и наклеек до фигурок, стоящих дороже top iap.

8:28

4. Отсутствие пейволлов и куча бесплатной харды.
Контент "проходится" без вложений денег. Покупают не потому что нужно, а потому что хотят.

8:32

Харда дается за прохождение контента. В том же White Cat Project за день можно "заработать" $100-200 в хардовом эквиваленте, просто играя.

8:35

5. Кооперативный (и часто синхронный!) мультиплеер.
Есть (успешные) исключения, но в основном японцы избегают прямого ПвП на телефонах.

8:39

Чаще, если что-то соревновательное и делается, то это соревнование в лидерборде за очки. Заодно решается проблема баланса и имбы в гаче.

8:42
@gdunderhood Тут следует пояснить для тех, кто не в теме, что сейю - актёры озучки, и это вроде как big deal для японских гиков.

Ага. И еще попозже приведу пример правильного использования этой особенности в локализации западной игры. twitter.com/Brauny74/statu…

9:19

Завтра продолжу сегодняшний рассказ конкретными примерами, а сегодня напоследок хочу предложить небольшой эксперимент читателям.

12:00

1. Выберите игру из топ50 гроссинга в любом из японских сторов

12:07

Читать руны вам для этого не понадобится.
Понадобится аккаунт в сторе:
Яблоко goo.gl/gtkMsa
Гугл goo.gl/awhHR6

12:09

За гугл не отвечу, но яблочный делается за 2 минуты. Если хотите поглубже изучить тему - рекомендую попробовать.

12:12

Для остальных завел андерхуд-акк в аппстор. HowTo: pastebin.com/0DqhtSEB
Не забываем делать sign out, иначе других людей может не пустить.

12:24

Мои рекомендации:
White Cat Project goo.gl/U32C3W
White Cat Tennis goo.gl/x4z7pG
Обе прекрасно играются без языка.

12:28

Кому и хочется, и колется вся эта возня: попробуйте поиграть хотя бы в ShadowVerse, это такой японский ХС, есть на английском и в стиме.

12:29

По вопросам пишите в личку или оставляйте в комментарии к тредам. До завтра и нескучного вечера!

12:31

# Среда 34 твита

Ну что, кто во что успел поиграть вчера? Как впечатления?
Сегодня поговорим еще немного про локализацию, и наверное расскажу про White Cat.

7:10
@gdunderhood Сама буквально вчера пробовала P&D играть во имя науки. Вроде соблюдаются все черты.
Хотя по сравнению… twitter.com/i/web/status/8…

А что показалось странным?
Забавный факт: в 90% японских ф2п абсолютно одинаковая мета, на которую потом вешается к… twitter.com/i/web/status/8…

7:16

Я щупал 2д аркаду, ритм-гейм, КоК-клон, спортсим, сквадбейзд тбс, ну и множество матч3 и стандартных жрпг.
Не видел только шутеров, вроде.

7:20

Опрос для статистики: поиграли ли вы вчера во что-нибудь японское из сторов, как я предлагал?

7:29

И для поигравших - сколько наиграли?
По возможности, отпишите названия игр и впечатления (даже если "нифига непонятно", тоже статистика).

7:34
@gdunderhood не хватает варианта - "только сегодня узнал про это всё" =) надо будет сегодня поиграть

Ну опросы активны 24 часа, время есть! Можете для полного погружения попробовать поиграть в метро или в обед, как н… twitter.com/i/web/status/8…

7:42

Только сперва запустите игру и дайте ей прогрузиться на нормальной связи. Стартовая загрузка зачастую объемная и неторопливая.

7:44

Есть игры (та же WCP), которые тыкаются в сервер при каждом нажатии на кнопку в меню. Тут это почти мгновенно, но overseas будет раздражать.

7:49
@gdunderhood Да и варианта "собираюсь пощупать на выходных" тоже :)

Вот, вот именно поэтому я всегда сбагривал написание опросников к плейтестам коллегам. twitter.com/vedmich/status…

7:53

Вернемся к нашим западным барашкам - CoC, Роялю и Game of War. Что эти игры делают, чтобы неплохо себя чувствовать среди домашней продукции?

8:44

Во всех трех тайтлах деления по версиям и серверам, кстати, нет, японцы играют в ту же игру, что и весь остальной мир.

8:46

1. Обязательно наличие японского языка. На английском на игру посмотрят только оголтелые англоговорящие вестабу, которых здесь очень мало.

8:50

2. Работа с аудиторией. Попощу картинки и ссылки.
GoW в us appstore goo.gl/BTAsT2 (слева)
И в jp… twitter.com/i/web/status/8…

8:57

Clash Royale:
us goo.gl/4BHeCJ
jp goo.gl/Yu21c5
Тут скромнее, но рояль и так близок японцам из-… twitter.com/i/web/status/8…

9:00

Почему-то японцы очень любят кричащие надписи поверх картинок. Ну и арт с персонажами, в идеале, в привычном аниме-стиле, но роялю и так ок.

9:03

А вот CoC, внезапно, не делал с картинками почти ничего. Зато - ba-dum-tss! - у него крутейшая тв-реклама.
youtube.com/watch?v=AWMr9A…

9:07

И мощнейшая кампания по уличной рекламе в коллаборации с японским рекламным агентством UltraSuperNew:… twitter.com/i/web/status/8…

9:12

GoW не отстает, у них в рекламе снимается некая Yoshimatsu Ikumi, выигравшая в 2012 Miss International Japan. youtu.be/IYGHNW86zFw

9:18

У г-жи Ёшимацу, к слову, есть блог, в котором она про это видео написала (блоги есть почти у всех селебов), привлекая доп. трафик.

9:24

Отвлечемся теперь от мобайл ф2п и посмотрим на горячо любимый мной пример правильной локализации обычной западной игры в Японии:
Ведьмак 3.

10:27

Я не смогу назвать вам точных цифр продаж В3 в Японии, но принят он был тепло, занимал топовые места в продажах и в… twitter.com/i/web/status/8…

10:30

Учтем, что японцы далеки от западного фентези вообще, а уж тем более от данной серии. Из книг вообще переведена поч… twitter.com/i/web/status/8…

10:33

Ведьмака 2 здесь издавали Spike Chunsoft (она же ответственна и за В3). На западе эти ребята известны благодаря Danganronpa и Zero Escape.

10:37

Ведьмак 2 имел только японский текст, озвучки не было, а еще ему не посчастливилось выйти только на иксбоксе.
Всплеска он не произвел.

10:38

В В3 Спайки проделали работу над ошибками и сделали озвучку с известными актерами, втч голосом Мотоко Кусанаги из GitS в роли Йеннефер.

10:43

А еще замутили крутецкий сайт, где подписали имена актеров. У них так принято, потому что это selling point goo.gl/aYwsFq

10:46

Ну и реклама была актуальной. youtube.com/watch?v=dm6tZN… вот тут японцы откушали хайпца на родной мове всего через 3 месяца после запада.

10:50

По результатам Гервант гордо восседает на заглавной страничке Chunsoft вместе с упомянутыми Ронпой и Зеро Эскейпом. goo.gl/jNjKR

10:55

Подводя итоги, еще один важный момент: и CoC, и Рояль, и Ведьмак - это крутые игры.
С GoW сложнее, но много денег и дл у нее не отнять.

10:58

И о популярности за морями обязательно говорится очень громко в промо-материалах, предназначенных для приманивания японской публики.

11:01

Я не Ванга, и математически корелляцию вывести не смогу, но:
а). если игра неочень
или
б). если о ней никто не знает даже здесь...

11:03

...то скорее всего тут эта игра тоже не пойдет даже с крутой локализацией.
В комментах можем обсудить связь а). и б). в современном мире.

11:05

Ну вот, я опять успел хорошо если половину того, что хотел сегодня, то есть четверть того, что хотел вчера.
Завтра будем догонять хвосты!

11:06
"Ведьмак" по-японски такой Dark Souls twitter.com/gdunderhood/st…

Вот вы будете смеяться, но у серии Соулс нет японской озвучки. То есть вообще физически нет в природе (в Бладборне,… twitter.com/i/web/status/8…

11:08

# Четверг 46 твитов

И снова дратути. Хотел сегодня начать с разбора полетов White Cat (это вообще моя любимая японская мобилка, если вы еще не догадались).

7:17

Но мне кажется, вам уже хватило про японский ф2п игродел, а у меня как раз радость - я наконец-то доковырял важную фичу в личном проекте.

7:20

Поэтому сегодня в свободной форме предлагаю поговорить на близкую всем тему - прототипы, движки, уе4 версус юнити и все такое.

7:21

Не хочу морализировать на тему прототипов в гд, все тут их или и так делают, или в глубине души понимают, что надо. Лучше расскажу кулстори.

7:53

Когда я только пришел в Прогрестар делать Трон Раш, меня пробрифинговали, дали входные данные и сказали "считай", ну про это уже писал.

7:55

Недельку посчитав, я подумал, что экселя мне мало и хочется циферки посмотреть в действии, хотя бы на примерное соответствие с реальностью.

7:57

Работающей логики боя у игры еще не было, поэтому сел изучать, в чем бы круто запрототипить CoC-образную боевку.
Кстати, кодить я не умею.

7:59

То есть умею на уровне написать простенький симулятор формулы какой-нить в том, что под руку попало, ну и в школе арканоид на дельфях писал.

8:00

Но явно недостаточно для того чтобы с нуля в разумные сроки запилить, по сути, несложный прототип ТД с разными видами юнитов в той же Юнити.

8:02

На моменте с "прототипом ТД" у меня и щелкнуло.
Поставил на работе варкрафт 3 и собрал в эдиторе за несколько часов в первом приближении.

8:05

Первая мораль истории: если вы не одинокое инди, оставьте программирование программистам и мыслите творчески, вас за этим и наняли.

8:07

Вторая мораль истории: даже если вы не одинокое инди, научитесь уже писать на чем-нибудь, купите плеймейкер или поставьте уе4. 2017 год же.

8:08

Люди, которые могут не только придумать игровую механику, но и реализовать ее в виде понятного алгоритма (или закодить), восхищают.

8:17

В частности, именно пытаясь реализовать сам стройные вроде бы на словах механики, я начал понимать, насколько я порой косячу в своей работе.

8:19

Люди, которые вообще все делают сами - это отдельная тема, огромный респект, да и не мне об этом говорить, но вернемся чуть-чуть назад.

8:21

Те, кто сидят на проекте за деньги - попробуйте завести pet project во фритайм или просто посмотрите на то, что пишут ваши же прогеры.

8:27
@gdunderhood А как, интересно, геймдизайнер должен писать доку или ставить таску, не объясняя алгоритмизацию фичи?

Алгоритм алгоритму рознь.
Я к тому, что ГД, сам что-то делающий по своим алгоритмам, пишет их лучше, чем не делающи… twitter.com/i/web/status/8…

8:32
@gdunderhood В моей практике программисты норовят написать так, что результат будет согласно доке, но не будет верс… twitter.com/i/web/status/8…

Средний программист - это ленивый реалист. Средний гд - это ленивый идеалист. Я так однажды напридумывал систему аб… twitter.com/i/web/status/8…

8:38

Обсудили с прогером, а потом когда начали тестить - вот лучше бы каждая абилка хардкодом была, потому что одна боль от этой модульности.

8:40

Случай частный, и естественно, если ресурс позволяет задизайнить, реализовать и отдебажить версатильную фичу, то это круто.

8:43

Но ресурс не всегда позволяет, а версатильность в объеме, заложенном ГД, в реальности не всегда и нужна, верно?

8:44

И под ресурсом я тут понимаю не только человекочасы или деньги, но и "прокачанность" и степень упомянутой ленивости разработчиков.

8:46
@retropcan @gdunderhood Вот кстати плюсую Торику. По моему опыту лучше максимально прописывать алгоритм функционала фичи.

Тут, кстати, вспомнилось классное (и классическое) "ну это слишком длинно, я не читал, объясни про что оно" как реа… twitter.com/i/web/status/8…

9:04

О наболевшем. Есть один вредный, кмк, совет, который часто вижу в книжках и в интернете, про начало работы со средой типа юнити или уе4.

9:10

Звучит он так: не делайте "сложное" и "большое", делайте понг или арканоид. И в совете этом, конечно, вполне себе есть смысл.

9:11

Во-первых, "большое" с первого раза все равно никто до конца не доводит и бросает, это печальный факт, с которым просто нужно смириться.

9:12

Во-вторых, тот же арканоид совсем не так прост, как кажется ГД-новичку, и делая его, новичок обязательно узнает много нового.
Это все верно.

9:13

И верно вдвойне, если ГД-новичок вдруг мечтает делать именно арканоиды, конечно.
Для остальных возникает проблема мотивации.

9:15

Может, это со мной что-то не так, но я очень не люблю учиться на учебных материалах. Это и в языках так, и в гд - мне нужно погружение.

9:15

Поэтому для меня всегда классическое обучение было скучным и проблематичным.
Без иллюзий - база все равно понадобится где угодно.

9:17

Но для получения базы не нужно делать понг.
На примере языков: я всем начинающим изучать японский советую Tae Kim's grammar guide.

9:19

Это такой очень беглый и, по слухам, не до конца верный, курс основ грамматики, который проходится за месяц-два в спокойном темпе.

9:21

Так вот, после этой пары месяцев вы ставите себе инжектор для быстрой работы с японским текстом и идете читать простенькие ВНки в оригинале.

9:22

Это не самый быстрый способ выучить японский язык, но это самый быстрый способ начать делать то, ради чего его учить начинают. ( ͡° ͜ʖ ͡°)

9:24

По аналогии - решите, какое там некстген ммо с корованами вы безумно хотите сделать. Найдите туториал про что-то похожее на юнити или уе4.

9:25

Пройдите по этому туториалу до того момента, когда голова начинает пухнуть от идей, как на полученных знаниях реализовать ваши родные идеи.

9:26

А дальше начинайте на базе туториального проекта пилить одну из фич своего, волшебного и прекрасного.

9:27

Вы конечно же сто раз облажаетесь, по пути даже к первой фиче перероете еще десяток туториалов, но вот это уже будет настоящий опыт.

9:28

И не забывайте, ваша настоящая задача на этом этапе не "сделать ммо с корованами", а проверить идею о крутости корованов в неких условиях.

9:30

Продолжая аналогию с языком, если вы не лингвист, язык вам нужен только для того, чтобы обмениваться на нем информацией. То же самое с ГД.

9:31
@vedmich @retropcan @gdunderhood Не совсем согласен, программисты часто лучше понимают как оптимизировать код. Алго… twitter.com/i/web/status/8…

Тезис 1. Алгоритм лучше доносит задачу, чем стена текста.
Тезис 2. Алгоритм без пони и радуг лучше доносит задачу,… twitter.com/i/web/status/8…

9:34
@gdunderhood а когда прошел курс для самых маленьких, системно от самого старта и до сложного - стал его правильно… twitter.com/i/web/status/8…

Так я и не спорю, что это работает. Если можете в нормальное обучение, обучайтесь нормально. А тем, кто не может, м… twitter.com/i/web/status/8…

9:36

Опять же о японском: у меня стояли жесткие сроки, поэтому я фигачил учебники, канжи, говорил с девочкой по скайпу и с преподом занимался.

9:38

Но я знаю и людей, которые освоили минимум, а потом несколько лет просто играли в игры. И у них язык получше моего будет.

9:39

Вопрос в этой ситуации вот о чем: кто стрессовал и парился, считая дни , а кто ловил фан, делая то, что нравится?

9:47
@gdunderhood Да, но нет. Смысл в том чтобы не увязать в макаронах. Всегда надо стараться делать только то что интер… twitter.com/i/web/status/8…

Не соглашусь. Обучаться, не видя результата, тоже сложно, и в данном случае завершенная ("Работает! Без багов!") фи… twitter.com/i/web/status/8…

13:01

# Пятница 16 твитов

Всем пятницы. Хотел сегодня про кранчи вообще и японское зангьо в частности, но потом подумал, да кому это нытье интересно, уж точно не мне.

7:16

Поэтому устроим общение на свободную тему, вопрос-ответ, все что пожелаете.
А вечерком выложу фоточку стола, как полагается.

7:17
@gdunderhood А что там про кранчи в японии? Я слышал, что там всё и так неспешно делают.

Недавно признали незаконными овертаймы длиннее 100 часов в месяц, потому что очередной трудяга умер.
Меньше 100 час… twitter.com/i/web/status/8…

7:28

Меня это все слабо касается, в компании никакой принудиловки нет, хотя народ все равно любит посидеть с 10 до 10.

7:29

В России я обожал кранчи по Сб. За них, во-первых, платили, а во-вторых в эти дни в офисе царила атмосфера абсолютной сосредоточенности.

7:31

Можно было выйти и за день сделать то, что в обычном режиме за пол недели не успеваешь, отвлекаясь на митинги, болтовню и прокрастинацию.

7:33

Кстати, митинги японцы обожают. По любому вопросу надо собрать команду и со всеми все проговорить. Человекочасы это концепт из другого мира.

7:36
@desfolk @gdunderhood Мне рассказывали, что они потому и работают неспешно, что знают, что ещё 10 часов впереди на… twitter.com/i/web/status/8…

Вот не смогу сказать, работают ли они неспешно потому что овертайм или потому что быстро не умеют.
Есть народ, кото… twitter.com/i/web/status/8…

7:41

Кстати, пользуясь случаем, хочу посоветовать классную книжку про теорвер под названием The Drunkard's Walk.
goo.gl/58XQYQ

7:53

Теорвер - тема, близкая любому геймдизу. Книжка эта, может, и не даст вам новых знаний, но освежит то что есть, да и читается она легко.

7:54
@gdunderhood Просвети тёмного, чем японский зангьо отличается от западного кранча?

Японское зангьо обычно не нормированное и за него не платят. В хорошем случае оплата включена в з/п. Иногда есть ли… twitter.com/i/web/status/8…

7:59

Компании без овертайма вообще, конечно, тоже существуют, но их немного, в особенности в айти.

8:01

Время сворачиваться потихоньку. Твиттер ужасно кривой, но мне с вами понравилось, надеюсь, что и вам со мной было нескучно.

9:43

Если кому захочется продолжить общение или остались вопросы, милости прошу в телеграм @vallynne или скайп ilufus (ну и фейсбук указан).

9:44

Ну и фотка с работы по традиции.
inb4 где все мои аниме-фигурки - они остались в Москве, а лего я распродал.

Всем… twitter.com/i/web/status/8…

9:47

P.S. я без идей, кто это сидит под моим телеграм ником в твиттере, но я к ним никакого отношения не имею, все совпадения случайны.

9:48

goo.gl

other